Новости:

29.06.2007 В сотне лучших

26.06.2007 Сегодня - два года со дня хиротонии Святейшего архиепископа Московского, митрополита Всероссийского, первосвятителя Православной Российской (Истинно Православной) Церкви

25.06.2007 Скоро праздник!

23.06.2007 Ремонт службам не помеха

23.06.2007 Обновление сайта монастыря

Все новости

Основные важности Поместного Собора и необходимости объединения православных юрисдикций в России и создания Единой Российской Православной Церкви

(Доклад прочитан на Архиерейском Соборе в Москве 13 июля 2003г.)

Прошедший век оставил в истории Православной Церкви в России заметный след. В начале ХХ века в результате происшедших в 1917 году событий были основаны несколько отдельных ветвей Православной Церкви. С того времени полноценное развитие Церкви стало невозможным – решения высшей церковной власти перестали быть «соборными».
Одним из самых известных документов ХХ века стал Указ Святейшего Патриарха Тихона за №362, который оставил Церкви огромное историческое наследие. Двоякость его – очевидна. С одной стороны, он стал бесспорным основанием для самостоятельного существования епископов в годы гонений, с другой – возможностью удовлетворения амбиций отдельных иерархов, претендующих на главенство в собственных юрисдикциях.
В период правления компартии в России, разрозненные ветви Православия обособились, и стали полу самостоятельными религиозными образованиями.
Наиболее крупные – Русская Православная Церковь заграницей, Московская Патриархия, Истинно – Православная Церковь – утвердили даже внутреннюю структуру со своими епархиями, учебными учреждениями и «предстоятелями».
Опираясь на вышеупомянутый Указ Патриарха Тихона (в котором прописана перспектива объединения разрозненных епархий и ветвей ПЦ, иерархи большинства ветвей ПЦ формально стали руководителями, «первосвятителями» собственных епархий. Более того, Московская Патриархия, активно сотрудничающая со светской властью и сохранившая свой статус в годы гонений, уже считает себя полноправной правопреемницей Российской Поместной Православной Церкви, не считаясь с существованием других юрисдикций. В большей мере это обусловлено тем, что деятельность других ветвей ПЦ практически незаметна, именно из-за разрозненности и невозможности представлять свои интересы. Поэтому, сегодня необходимо создание крупного Церковно-административного органа, способного на серьезном уровне решать свои вопросы и отстаивать интересы единства Церкви.
Вопрос об объединении православных автономных юрисдикций уже не первый год витает в среде церковной иерархии. В последнее время наметилась позитивная тенденция проведения «Архиерейских съездов», созываемых по инициативе различных епископов (большая заслуга в этом митрополита Рафаила (Прокопьева)), для обсуждения возможностей конструктивного диалога между юрисдикциями и совместной работы.
Создание единого административного органа сегодня – необходимое условие, как для дальнейшего развития Церкви, так и для межцерковных, внутренних и официальных государственных отношений, а также для улучшения пастырского служения.
Существует множество аргументов в пользу объединения ветвей ПЦ. Один из положительных аспектов работы единого административного органа – возможность взаимодействия с органами государственной власти и Поместными Церквами, что на сегодняшнем этапе существования Церкви-немаловажно.
Он сможет представлять официальную позицию Церкви в отношениях с государством и братскими Церквами, поможет упорядочить административную деятельность внутри Церкви.
Существует ряд аспектов препятствующих единению. Но, при желании и проявлении церковной Икономии – они решимы.
Большинство юрисдикций, существующих в России имеют свою структуру, традиции и устои. Опыт прошедших лет показал, что попытки создания полноправного Синода (к примеру-Синод РИПЦ) приводят к раздору между архиереями. Номинальный Глава Синода (одновременно являющийся Предстоятелем) пытается влиять на жизнь отдельных приходов и епархий, которые, как он считает, находятся в его ведении. Безусловно, подобное отношение не устраивает епархиальных архиереев и настоятелей приходов, привыкших, за годы разрозненного бытия к полной самостоятельности.
Помимо этого, существует ряд экклесиологических аспектов – одни ветви хотят видеть ПЦ традиционно–консервативной, другие–развивающейся и паки обновляющейся. Поэтому, сегодня необходимо создание единого административного органа (Епископское Совещание, Синод, Архиерейское Собрание), который выполнял бы только совещательную и представительскую функции, не вмешиваясь в каноническую или традиционную жизнь епархий и приходов. Решения, принимаемые этим органом, должны быть направленны только на административную жизнь Церкви, а в случае, если они касаются канонических или традиционных устоев – носить только рекомендательный характер.
Мы все ждем желанных изменений к лучшему в атмосфере внутрицерковной жизни. Думаем, что с помощью Божий, нам не придется дожидаться возрождения и обновления Церкви еще долгие годы и десятилетия.
Реальных проблем Церкви предостаточно. И вот, мы собрались здесь, чтобы подумать о самих себе, о своем историческом пути, сделать мудрый и спокойный анализ, ответить на вопрос: где мы и куда мы идем ... Мы должны действительно трезво посмотреть, что мы из себя представляем, и посмотреть реалистично, мудро и спокойно на те проблемы, которые стоят сегодня перед нашим церковным сознанием, перед нашей жизнью.
Мы не можем закрывать глаза на то, что нам есть в чем каяться – и лично, и исторически. Еше Лесков в 19-м столетии писал, что Русь была крещена, но не была просвещена. И это ответственность всей Церкви и ее ветвей, каждого верующего, не говоря уже об иерархии и священстве, призвание которого – было в этом мире светочем: «Вы – свет мира».
Мы должны подумать о себе, можем ли мы сказать, что мы верующие, или мы можем только говорить, что мы правоверные, в самом узком смысле этого слова, что мы провозглашаем слова истины, но что истины в нас нет, что наша жизнь не является свидетельством этой истины. Если мы не трудимся над тем, чтобы нам жить в «единстве духа и в союзе мира» и, если мы забываем слова Христа «Да будут все едины ...», то горе нам, как бы нам не оказаться сатанистами.
Мы должны обратиться к самим себе и к нашим братьям и сестрам по вере с призывом к покаянию и повторить слова апостола Павла: сердце наше вам отверзто, объятия отчи вам открыты. Было бы хорошо, если бы мы обратились с такими словами открытости и любви ко всем конфессиям в России с призывом вступить с нами в молитвенное и евхаристическое общение, подчеркнув, что Церковь достаточно глубока и широка, что бы обнять всех, кто верит во Христа, кто проповедует Евангелие, кто живет верой Христовой. И мы с открытым сердцем предлагаем молиться вместе и от Единой Чаши причащаться, потому что Христос больше всяких человеческих расхождений.
Мы благодарим Бога, что ХХ столетие явило в нашей Церкви множество свидетелей веры, которые до крови, до плахи, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этой верностью они приумножили сияние святости нашей Церкви.
Мы проходим в нашем обществе через период перемен. Но изменения не могут не происходить и в жизни Церкви, потому что Церковь – это часть всего нашего общества. И если мы попытаемся искусственно отгородить Церковь от того процесса внутреннего обновления, который идет во всем обществе, то произойдет натяжение между той частью общества, которая пойдет вперед, и той, которая будет стоять на одном месте.
Мы должны в первую очередь блюсти наше единство, создавать такую атмосферу в Церкви, когда ее внутреннее развитие осуществлялось бы в преемстве со всем тем ценным в прошлом, что мы сохраняем, и с полной открытостью к реальным нуждам тех людей, во имя спасения которых мы существуем.
Нам необходимо глубоко задуматься над тем, что представляет собой то омерщвленное, обезбоженное общество, в котором мы живем, - обезбоженное либо пассивно, или активно, потому что мировоззрение общества идет вразрез с верой во Христа. И когда мы встречаем эти противоречия, надо научиться тому, чему учил еще в 1917 году один из иподиаконов приснопамятного Патриарха Тихона, который сказал: когда ты споришь, не говори против своего собеседника, он съежится только и будет думать, как тебя победить, говори над ним, чтобы он увидел, насколько больше и глубже он может быть, если только возвысится до уровня твоей проповеди.
Действительно, каждый из нас должен понимать, что непременный долг пастыря – проповедь Слова Божия. Благотворительность, забота о больных, нетрудоспособных, престарелых членов общины вытекают из самой сути христианского учения.
Необходимо сознаться, что вся основная масса верующих религиозно малограмотна, и наш долг – отдавать все силы, чтобы возродить Церковь.
Я думаю, что каждый из нас правящих архиереев, знает, сколько у нас различных трудностей. И несмотря на то, что мы живем в одних и тех же условиях, мы так далеки друг от друга! Кажется, что когда люди живут в трудных условиях, у них должна быть солидарность, они сплачиваются, они вместе противостоят трудностям. Мы все разобщены.
Мы все много говорим о трудностях, что мы не имеем того, иного, третьего, что мы живем в тяжелых условиях. Но не это главная беда. В первые века христианство было вообще вне закона, и оно развалилось. Не было книг – была изустная проповедь.
Мы все упоены – но чем? Посмотришь на своего собрата, идет, под собой ног не чует ... А что у него? Какие знания? Ведь если мы сопоставим образование дореволюционное с нашим современным богословским образованием, то оно не идет ни в какой счет. Ставленники в духовный сан были с прекрасным светским и духовным образованием. И самое главное – они имели твердые убеждения и в самих себе - богатый внутренний мир.
Мы говорим о наших недостатках, чтобы нам пойти дальше, чтобы оставить наследие духовное, чтобы о нас говорили, что мы не зря прожили жизнь. На нас воистину возлагается большая ответственность и, прежде всего, на архиереев.
Мы должны прислушиваться друг к другу, быть солидарными, и, прежде всего, очистить свои ряды от тех, кто забылся, кто пренебрегает правилами приличия, кто ведет себя, непорядочно и подло. Я не говорю о немощи, немощны все мы, мы все нуждаемся в милости Господней, я говорю о тех, кто бравирует своими недостатками, кто вольно или невольно разрушает дело Божие.
Хочу обратить ваше внимание на проблему проблем. Это – воспитание в наших будущих священнослужителях того особого состояния, которое должно быть присуще каждому христианину во время богослужения, а именно – благоговения, которого у подавляющего большинства наших священнослужителей, к нашему стыду, или вообще нет, или оно находится в зачаточном состоянии. Мы должны воспитывать в наших будуших священнослужителях прежде всего говейных молитвенников. Необходимо воспитать христианина, который должен ощущать, что стоит перед Ликом Божиим, и чтобы он слышал в своих ушах слова, сказанные некогда Моисею: сними обувь с ног твоих, ибо место, где ты стоишь – свято.
Мы считаем, что в Церкви нашей, где большинство составляют женщины, которые в России спасали Церковь своей стойкостью, своим героизмом в самые страшные и мрачные годы, Церковь могла бы признать право за женщиной быть представительницей своей епархии. Необходимо благоговейно и благодарно относиться к женщине, а не только подмечать отжившее давным-давно различие между мужчиной и женщиной там, где апостол Павел говорит, что во Христе все одно, что нет ни мужского, ни женского, а един Христос.
Необходимой переменой в церковной жизни и главной сейчас является укрепление соборного начала в жизни Церкви. Принцип соборности должен пронизывать деятельность всех церковных учреждений в центре и на местах.
Остается нерешенным вопрос о церковной собственности в современных условиях. После нашего объединительного акта, мы должны поставить ребром вопрос о наших конституционных правах перед Правительством о церковной собственности. Доставшаяся в наследство от Синодального периода церковная собственность была после октябрьского переворота национализирована и затем передана в бесплатное пользование верующим. Мы такие же равноправные правопреемники церковных зданий, как и деятели РПЦ. В настоящее время мы должны поставить вопрос о правовом статусе построенных до большевистского переворота церковных зданий и о передаче их в наше пользование.
Будучи отделена от государства, Церковь не может не иметь собственного имущества. Пользуясь государственным имуществом, пусть даже и безвозмездно, Церковь на деле оказывается в зависимости от государства. Это возникшее противоречие также следует подвергнуть корректировке.
Необходимо в первую очередь обратить особое внимание на слабую подготовку будущих пастырей к практической церковной деятельности. Рукоположенного буквально нужно учить богослужению, учить проповеди. Рукоположенные в духовный сан практически беспомощны в вопросах душепопечения и пастырства. Чаще всего они не способны отвечать не только на те вопросы, которые к ним обращают современные люди, но даже и на вопрошания пожилых людей.
Думаю что у нас потеряно ясное видение целей, которые должны быть поставлены перед пастырями. К чему мы готовим их? В первую очередь к пастырской и богослужебной деятельности. Не к букве, а служению Духу.
Мы должны все усилия свои направить к тому, чтобы подготовить современного пастыря, способного служить, проповедовать, отвечать людям на волнующие их вопросы.
Необходимо готовить практиков церковных – но не требоисправителей, не чиновников, не технических работников, а духовных пастырей, которые в совершенстве владеют тем, чем они должны владеть как лица, совершающие практическое церковное служение.
И.Сталин говорил: «Кадры решают все». А есть такая русская пословица, не мне ее говорить: «Каков поп, - таков и приход». Все зависит от настоящего призвания пастыря, от горения его духа. Будет таковое горение, будет и успех, ибо Господь говорит нам с укором: «жатвы много, а делателей мало».
Нашей Церкви остро не хватает богословов, специалистов в области церковной истории, канонического права, литургики. Поэтому мы должны привлекать в свои ряды и готовить высокообразованных богословов, специалистов своего дела. Вот какие сложные задачи и какие серьезные проблемы нам надо решать, а не думать, кто из нас будет стоять при служении у престола первым или последним. «Кто сотворит и научит – тот великим наречется в Царствии Небесном».
Жизнь идет вперед, богословие развивается, а наши пастыри живут в полном отрыве от этого развития. Необходимо создать систему постоянной связи с жизнью, чтобы священники могли питаться от истоков богословского ведения, повышать уровень своего образования, – вот, что необходимо для настоящих пастырей. А разве для нас, архиереев, этого не требуется?
Я думаю, что настало время выстроить стройную и целостную гармоничную систему богословского образования и изыскивать внебогослужебные формы для __________ и духовного просвещения верующего народа.

© Официальный сайт Православной Российской Церкви (Истинно-православной Церкви)