Новости:

29.06.2007 В сотне лучших

26.06.2007 Сегодня - два года со дня хиротонии Святейшего архиепископа Московского, митрополита Всероссийского, первосвятителя Православной Российской (Истинно Православной) Церкви

25.06.2007 Скоро праздник!

23.06.2007 Ремонт службам не помеха

23.06.2007 Обновление сайта монастыря

Все новости

Слово Святейшего

О ДАРАХ СВЯТОГО ДУХА обращение Святейшего Рафаила, Архиепископа Московского, Митрополита Всероссийского архипастырям, пастырям и всем верным чадам Истинно Православной Церкви Разделения же дарований суть, а Тойже Дух: и разделения служений суть, а Тойже Господь: и разделения действ суть, а Тойже есть Бог, действуяй вся во всех (1 Кор 12:4-6). Любимые мои! Празднуя ныне святую Пятидесятницу, когда по обещанию Господа нашего Иисуса Христа, Дух Святой сошел на Его Апостолов, так что облеклись силою свыше (Лк 24:49), став Его свидетелями, начиная от Иерусалима, так что их проповедь дошла до края земли (Деян 1:8), мы призваны снова и снова пережить эту ни с чем не сравнимую радость обретения благодати Бога нашего и Отца, даруемой нам через Его возлюбленного Сына и Господа нашего Иисуса Христа во Святом Духе. Вот почему в обычае нашей Православной Российской Церкви этот праздник получил также наименование дня Святой Троицы, перед достохвальными Лицами Которой мы коленопреклонно творим молитвы о прощении наших грехов и ниспослании нам Божьей милости и духовных дарований, дабы, Господу содействующу, достигнуть Царства Небесного и доброго ответа на страшнем судище Христовом.. Но вспоминая священное событие Пятидесятницы, столь живо описанное святым Евангелистом Лукой в книге Деяний Апостолов (2:1-47), нам следует задать себе вопрос, а понимаем ли мы о чём говорим, когда произносим слова благодать Святого Духа? Имея священный долг учительства церковного, я счёл за благо напомнить вам, любимые мои, о значении празднуемого события, которые ещё называют днем рождения Церкви Христовой, поскольку в ней все спасительные таинства совершаются не иначе как благодатью Святого Духа. Но спросит кто-то: а что такое благодать и Кто такой Дух Святой? Славянским словом благодать святые первоучители славян равноапостольные Кирилл и Мефодий передали библейское понятие, означающее, то, что единственный, Кто благ, Бог подает нам даром, помимо наших заслуг, а только в силу нашей веры в Его единственного Сына Господа нашего Иисуса Христа. Евангелист-Богослов святой Иоанн в связи с этим восклицает, говоря о Сыне Божьем: И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать воз благодать (Ин 1:16), имея ввиду благодать нашего спасения, явленную Богом во Христе и благодать Святого Духа посланного Сыном от Отца, дабы нам усвоить плоды дарованного нам спасения и наследия вечной жизни. В современной речи отечественных религиозных деятелей и политиков мы часто слышим такие слова как духовность и такие определения как духовный или духовно-нравственный. Остаётся лишь вопросить, насколько прибегающие к этим понятиям понимают, о чем они говорят? В Священном Писании с понятием духа связано понятие жизни, причём речь идёт не просто о дыхании как её признаке, но именно о способности мыслить и действовать. Касаясь тайны Божьей, священные писатели как Ветхого, так и Нового Завета говорят о Сыне Божьем как о творческом Божьем Слове, в котором явлена полнота откровения Бога Отца. Тогда как о Духе Божьем, Который также именуется ими Духом Господним, и, наконец, Духе Святом, они говорят как об источнике Божьей силы и мудрости (Ис 11:1-3; ср.: Иов 33:4; Пс 103:30; Неем 9:20), проявляемой в стремлении человека к жизни, угодной Богу. Об этом нам следует вспоминать каждый день, когда по утрам мы, творя своё молитвенное правило, читаем покаянный Псалом. Именно на это указывает пророк Давид, когда восклицает, обращаясь к Богу: Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс 50:13; ср.: Притч 1:7; 3:21-26; 8:12-21), что значит: не лиши меня стремления к святой жизни, угодной Тебе и подаваемой Святым Духом. Поэтому в Новом Завете особо отмечается, что Святой Дух подобно голубю спускается на Господа Иисуса, тем самым указывая, что Сам Бог Его Им помазал (Мф 3:16-17; Мк 1:10-11; Лк 3:21-22; Ин 1:32-34; Деян 10:37-38), при этом Иисус есть крестящий Святым Духом (Мф 3:11; Ин 1:26-27,33), Которого Он посылает от Отца Своим ученикам (Ин 15:26-27), так что они облекаются силою свыше и становятся Его свидетелями (Лк 24:49; Деян 1:8; 2:1 дал.). Сам Иисус называет Святой Дух – Духом Божьим (Мф 12:28). В связи с этим Апостол Павел и другие священные писатели Нового Завета также говорят о Святом Духе как о Духе Божьем (Рим 8:9,14; 1 Кор 2:12-14; 3:16; 7:40; 12:3; Мф 3:16; 1 Петр 4:14; 1 Ин 4:2), а также и как о Духе Христа (Рим 8:9; Флп 1:19; 1 Петр 1:11). Именно Духом раздаются различные дарования для служения Церкви Христа, имеющие источник в Боге (1 Кор 12:4-11). Уже в Ветхом Завете обнаруживаются личные свойства Святого Духа (например, Ис 63:10), в Новом Завете об этом заявляется со всей определённостью, особенно в Ин 14:15-26; 15:26; 16:7-15, где Он назван Господом Иисусом, наряду с Собой, другим Утешителем. Другое Его обозначение Господом Иисусом – Дух истины (Ин 14:16-17; 15:26). Согласно 1 Ин (5:6) Он Сам есть истина, как свидетельствующий о Христе. Именно Он наставит учеников Господа Иисуса во всей истине (Ин 16:13), взяв у Сына всё, что Тот имеет у Отца (Ин 16:14-15). Именно в Духе истины (в Духе и истине) с приходом Христа устанавливается новое Богопочитание для всех верящих в Него, приходящее на смену культу, связанному с Иерусалимом и храмом (Ин 4:19-24). И именно в Духе верящий в Сына Божьего имеет доступ к Отцу (Еф 2:18, ср. Ин 14:22-26; 1 Ин 4:12-16) и получает у Него усыновление (Гал 4:4-7). Об этом евангелист Иоанн говорит, указывая, что если закон был дан через Моисея, то благодать и истина пришли через Иисуса Христа (Ин 1:17), тем самым указывая, что Святой Дух подаётся верящим в Христа как дар, и что именно Святым Духом был полон пришедший в мир единственный Сын Божий (Ин 1:14,16, ср. Ис 61:1-2; Лк 4:16-22; Мф 12:24-32; Мк 3:20-30; Лк 11:14-20). Иисус говорит о Святом Духе как о потоке живой воды (Ин 4:4:10; 7:37-39, ср. Притч 18:4; Ис 58:11; Зах 14:8), указывая, что именно Он подаёт жизнь (букв. животворит), почему в словах (букв. глаголах) произносимых Иисусом Дух жизни (букв. Дух и жизнь) (Ин 6:63). В связи с этим в Откр 22:1, в картине, завершающей историю обновлённого мироздания, Святой Дух предстаёт в символическом образе реки воды жизни, блестящей словно кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца., т. е. от Престола Отца Небесного и Его единственного Сына, именуемого в книге Откровения Иоанна не иначе как Агнцем, или же жертвенным Ягненком, кровью которого искуплены все верующие во Христа от суеты этого мира и вечной погибели. Но говоря о благодати Святого Духа, следует обратить внимание ещё на то, что наша молитва к Богу действенна только тогда, когда она совершается в Духе. Святой Апостол Павел так пишет об этом: Сице же и Дух способствует нам в немощех наших: о чесом бо помолимся, якоже подобает не вемы, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим 8:26). Воистину, человек, думающий о суетном и преходящем, не знает, о чём просить Бога, и только Дух Своими превышающим обычное человеческое разумение воздыханиями ходатайствует за тех, кто во Христе Иисусе ищет соединения с Богом. Также и для служения церковного потребны не иное что, но дары Сытого Духа. Вот как об этом пишет тот же святой Апостол Павел: Комужждо дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума о Том же Дусе, другому же вера, Тем же Духом: иному же дарования изцелений, о Том же Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения Духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и той же Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (1 Кор 12:7-11). Но много ли мы видим в нынешней жизни церковной проявлений Духа? Где подаваемое Духом Святым слово премудрости или же дарования исцелений? В том-то и дело, любимые мои, что дар Духа Святого это не то, что помимо нас действует механически. Благодать Духа Святого только тогда плодоносит, когда обретший её человек всецело доверяется ей, не отвлекаясь на преходящие ценности этого мира. Поэтому святой Апостол Павел и говорит: Духа не угашайте (1 Фес 5:19). Ведь человек может, открывая свой разум и волю Духу Святому, пламенеть любовью к Богу и ближнему, а может, стремясь к удовлетворению собственной корысти, угасить данную ему благодать, поскольку она не остается там, где ее дары не приносят достойного плода к славе Божьей. И последнее, о чём следует сказать в связи с темой даров Святого Духу: напомнить вам, что все они будут тщетными, если не будет у нас заповеданной Господом нашим Иисусом Христом любви друг ко другу. Почему святой Апостол Павел, говоря о духовных дарах завершает свое наставление гимном любви, заявляя: И аще имам пророчество и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь (1 Кор 13:2). Так что будем просить у Господа Бога, подателя всяческих благ, этого самого главного Его дара – любви друг ко другу. И тогда со всеми нами во веки веков да пребудет благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца и общение Святого Духа. Аминь. (2 Кор 13:13). †смиренный Рафаил, Божией милостью Архиепископ Московский, Митрополит Всероссийский Пятидесятница 2007 года Град Москва
© Официальный сайт Православной Российской Церкви (Истинно-православной Церкви)