Новости:

29.06.2007 В сотне лучших

26.06.2007 Сегодня - два года со дня хиротонии Святейшего архиепископа Московского, митрополита Всероссийского, первосвятителя Православной Российской (Истинно Православной) Церкви

25.06.2007 Скоро праздник!

23.06.2007 Ремонт службам не помеха

23.06.2007 Обновление сайта монастыря

Все новости

Катехизис

О ДУХОВНОЙ ПИЩЕ ХРИСТИАНИНА Слово, спасающее душу Тщательно прилежи к чтению Священного Писания, это извлечет тебя из порочной жизни, так как Евангелием и учением Православной Церкви совесть изощряется наподобие острого ножа. Она начинает примечать в нас и самые малые погрешности. Где есть Святая Библия, оттуда изгоняется всякая диавольская сила. Незнание Священного Писания - великая стремнина и глубокая пропасть. Незнание Божественных законов - великое предательство своего спасения. Чтение Писания - великая защита от греха, это духовная пища для души. Чтение Евангелия дает человеку спасительное зрение грехов своих и путей спасения. Святой Тихон Задонский знал на память Евангелие и Псалтирь. Святое Евангелие неисчерпаемо'. И всегда ново в назидании - потому, что его начертала не рука человеческая, а Дух Святый, Который водил и управлял этой ру- кой. Поелику сей Дух знает все, испытует самые «глубины Божии», то, несмотря на крайнюю простоту и безыскусность речи Евангелия, она устроена так премудро, что никогда не теряет силы и сладости, а, напротив, становится тем поучительнее, чем более роднится с нею наше сердце. Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших, ибо слово Божие - огнь поядаяй есть. Священное Писание - вот область Ума, Слова и Духа - Бога Троицы; в нем Он про- является явно: Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот, - сказал Господь. Писание святых отцов - вот опять выражение Мысли, Слова и Духа ипостасных, с большим уже участием самого человеческого духа. В Слове Божием мы видим лицом к лицу Бога и себя, каковы мы. Узнайте же в нем себя, людие! Но не дерзайте сами толковать Евангелие и книги Священного Писания, а обращайтесь к святым отцам Церкви, которые истолковали его. Велика сила Божественного Писания, и велико богатство мыслей, сокровенных в словах его... Ибо таково свойство Писания - в немногих словах его часто можно найти великое множество мыслей. Божественное Писание показывает нам, как праведники часто падали и грешники являли великое исправление, чтобы от того и другого мы получали достаточное вразумление, чтобы стоящий (в добре) не предавался безпечности, видя, что и праведники падали, а пребывающий во грехах не отчаивался, зная, как многие (грешники) раскаялись и успели достигнуть самой высокой степени добродетели. Никогда не исчерпать смысла Писаний. Это источник, не имеющий предела. Великая польза бывает от чтения Божественного Писания: душа окрыляется, делается возвышенною, освобождается от нечистых, порочных помыслов и наслаждается великим миром и спокойствием. Любите слушать и читать Слово Божие, жития и поучения святых: в них найдете правила и примеры святой, угодной Господу Богу жизни. Сразу много не читайте ради того, чтобы только прочитать, а чтобы освежить и попитать душу. Питается же она тем, что чрез внимание 'пройдет в сердце и его займет. Если во время чтения или размышления какая-либо мысль вас принесет' 'пред лице Господа, закройте книгу и оставайтесь с этой мыслью день и более. Тайная мысль есть один из поворотов ключа в душе. даже весьма неприятным. Но когда, несмотря на это, продолжают читать, то неприятность постепенно исчезает... Отчего нам часто тяжело и не хочется слушать слова о спасении души и мы больше бол- таем о суете житейской? Это значит, что не только присутствие Божие, но и мысль о Боге тяготит и давит нас, как тяготило гадаринцев присутствие Иисуса Христа. Отчего тяготит нас сознание или напоминание о том, что христианин должен быть чужд рассеянной, шумной жизни, что он должен вести жизнь скромную, богобоязненную, чистую, что он должен быть настолько милосерд, чтобы для блага души забывать себя? Отчего большая часть христиан только однажды в год приступает к принятию Святых Таин? Оттого, что нам тяжело быть в присутствии Господа. Он как будто мешает нам. Исполнилось желание гадаринцев, тяготившихся Его присутствием. Но с чем они остались? Уйдет и от нас Христос, если Его присутствие тяготит нас. Тогда совсем покроет нас тьма греховная, кромешная. Писание обыкновенных, светских людей – большей частью проявление падшего человеческого духа с его греховными привязанностями, привычками и страстями. Читаешь светский журнал: легко, приятно читается, легко всему верится. Но возьмешь духовную книгу – станет тяжело на сердце и берет сомнение. Многие в этом признаются. Отчего это бывает? Не от свойства книг это бывает, а от свойства читающих, от качества их сердца и, главное, от диавола, врага человеческого, врата всего священного. Когда читаем светские сочинения, мы не трогаем его, и он нас не трогает. Как примемся за священные книги, начнем думать о своем исправлении и спасении, тогда мы идем против него, раздражаем его, мучим его злобу, и вот нападает на нас и взаимно мучит нас. Что делать? Не бросать же доброго дела, а надо терпеть и в терпении спасать свою душу. В тперпении вашем стпяжите души ваша, - говорит Господь. Когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, прося: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтоб услышать или прочесть мне словеса Твои и исполнить волю Твою: открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18); уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое!» Всегда так моли Бога, чтоб просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Схиигумен Савва Праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ НАУКА НАУК Кто привыкает давать отчёт о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на страшном суде Христовом. Да для того и установлено здесь кроткое судили¬ще покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся чрез здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на страшном суде Христовом. Это первое побуждение к искреннему покаянию я притом непременно ежегодному. Чем дольше не каемся, тем хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее, значит, давать отчет. Второе побуждение составляет спокойствие: тем спокойнее будет на душе, чем искреннее исповедь. Грехи – тайные змеи, грызущие сердце человека и все его существо; они не дают ему покоя, непрестанно сосут его сердце; грехи – колючее терние, бодущее непрестанно душу; грехи – духовная тьма. Кающиеся должны приносить плоды покаяния. *** Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувст¬во, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство за¬глушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать: Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12). Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная. * * * Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха, – проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал и умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи – чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу грех стоит и во всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, во всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасите¬ле и спасешься и других спасешь. *** Всякий человек на земле болен горячкою греховною, слепо¬тою греховною, одержим бешенством греха; а как грех наипа¬че состоит в злобе и гордости, то со всяким человеком, как стра¬дающим болезнью греха, надо обходиться с кроткою любовью – важная истина, которую мы часто забываем; мы часто, очень часто действуем вопреки её: к злобе подбавляем злобы своим озлоблением, гордости делаем отпор гордостью же. Так у нас и растёт зло, а не уменьшается; не врачуется, а более заражает¬ся. Господи, помилуй нас, помилуй человечество! Не смотри на чужие грехи и не относись враждебно к со¬грешающему, ни внутренне, ни наружно, но представляй пред собою свои грехи и усердно кайся в них, считая себя действи¬тельно хуже всех; молись с любовью за согрешающих, зная, что мы все склонны ко всякому греху. *** Когда согрешишь в пятидесятый и сотый раз в день и тобою овладеет крайнее диавольское уныние и отчаяние в Божием милосердии, скажи от глубины души со Метафрастом: "знаю, Владыко мой, что беззакония мои превзыдоша главу мою, но безмерно множество щедрот Твоих, неизреченна и милость незлобливой Твоей благости, и нет греха, побеждающего Твое человеколюбие. Удиви же, пречудный Царю, незлобиве Госпо¬ди, и на Мне грешном милости Твоя, покажи благости Твоея силу, и яви крепость благоутробного милосердия Твоего, и при¬ми меня, обращающегося к Тебе грешника. Прими меня, как принял Ты блудного, разбойника, блудницу; прими меня, без¬мерно согрешившего и словом и делом, похотью безместною и помышлением бессловесным, и не обличи меня праведным судом Твоим и не накажи меня в праведном гневе Твоем. По¬милуй меня, Господи, ибо я не токмо немощен, но и Твое созда¬ние. Ты утвердил страх Твой на мне, а я лукавое пред Тобою сотворих. Я уповаю на Тебя, Боже мой! Если есть для меня на¬дежда спасения, если человеколюбие Твое без числа превышает множество беззаконий моих, буди мне Спаситель и по щедротам Твоим и милостям Твоим ослаби, остави мне все, в чем я согрешил пред Тобою, ибо множеством зол наполнилась душа моя, и нет во мне надежды спасения. Помилуй мя. Боже, по великой милости Твоей и не воздай мне по делам моим, и не осуди меня по деяниям моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий; спаси мя, ради милости Твоей, чтобы там, где умножился грех, преизобиловала благодать Твоя, и восхвалил бы и прославил бы я Тебя всегда, вся дни живота моего, ибо Ты Бог кающихся и Спас согрешаю¬щих". * * * Наука наук – побеждать грех, в нас живущий, или действую¬щие в нас страсти; например, великая мудрость – ни на кого и ни за что не сердиться, ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло, а всеми мерами извинять его: мудрость – презирать корысть, сласти, а любить нестяжание и простоту в пище и питье со всегдашнею умеренностью; мудрость – никому не льстить, но всякому говорить правду безбоязненно; муд¬рость – не прельщаться красотой лица, но уважать во всяком красивом и некрасивом человеке красоту образа Божия, одина¬кового у всех; мудрость – любить врагов и не мстить им ни словом, ни мыслью, ни делом; мудрость – не собирать себе бо¬гатства, но подавать милостыню бедным, да стяжаем себе со¬кровище неоскудеемо на небесех (Лк. 12, 33). Увы! мы едва ли не всякую науку изучили, а науки удаляться греха вовсе не учили и оказываемся часто совершенными невеждами в этой нравственной науке. И выходит, что истинно мудрые, истинно ученые были святые, истинные ученики истинного Учителя Христа, а мы все, так называемые ученые, – невежды, и чем ученей¬шие, тем горшие невежды, потому что не знаем и не делаем единого на потребу, а работаем самолюбию, славолюбию, сластолюбию и корысти. *** Грех сам в себе есть огонь, потому говорим, что такой-то воспламенен гневом или плотской любовью, или завистью. Так грех сам в себе носит огненное осуждение. Каков же будет этот огонь в грешниках, когда за нераскаянность благость Божия совсем оставит их? Каков этот огонь будет вне грешников, так как несомненно, что будет и озеро огненное, и пещь огненная, или геенна огненная, или дебрь огненная! Все это существенно, истинно. А мы бесчувственные, не устрашаемся, не трепещем, иждиваем жизнь в наслаждениях, к Церкви холодны, обязанностей христианских не исполняем, в грехах закоснели! Горе нам! * * * О, если бы мы обращали внимание на последствия наших грехов или добрых наших дел! Как мы были бы тогда осторож¬ны, бегая греха, и как были бы ревностны на добро; ибо мы ясно видели бы тогда, что всякий грех, вовремя не исторгнутый, навыком укрепившийся, пускает глубоко свои корни в сердце человека и иногда до смерти смущает, уязвляет и мучит его, пробуждаясь, так сказать, и оживая в нем при всяком случае, напоминающем сделанный некогда грех, и таким образом ос¬кверняя его мысль, чувство и совесть. Нужны тучи слез, чтоб отмыть застарелую грязь греха: так она прилипчива и едка! Напротив, всякое доброе дело, сделанное когда-либо искренно, бескорыстно, или повторением перешедшее в навык, радует наше сердце, составляет отраду нашей жизни при сознании, что мы не совсем напрасно прожили нашу жизнь, исполненную грехов, что мы похожи на людей, а не на зверей, что и мы по образу Божию сотворены, и в нас есть искра божественного све¬та и любви, что хотя некоторые добрые дела будут противо¬весом худым нашим делам на весах неумытной правды Божией. * * * Сказал Господу грехи с сокрушением сердца – и растаяли; вздохнул, пожалел о грехах – и нет их. Глаголи беззакония твоя, да оправдишися. Так приходят, так и уходят. Мечта – меч¬та и есть. Сознал, что они мечта, нелепость, безумие; возымел намерение впредь вести себя исправно – и Бог очистил их чрез Своего служителя и Святые Таинства. *** Тот грех, на который ты не соизволяешь, не вменяется те¬бе; например, невольное преткновение на молитве, помыслы скверные и хульные, непроизвольная злоба, с которой мы усерд¬но боремся, скупость, которой мы отвращаемся – это все на¬падения злого духа. Наше дело терпеть, молиться, смиряться и любить. * * * Надо отмываться от грязи, а молитва есть омовение от ду¬ховной грязи, то есть от грехов, особенно – слезная. * * * Диавол принимает огромное участие в грехах людей: потому в молитвах пред исповедью грешные люди снисходительно осуж¬даются в грехах пред Господом, как "прельщенные диаволом". Поэтому никто не считай себя отверженным, хотя бы и был великий грешник: в твоих грехах много виноват диавол. Вспомни немедленно Иисуса Христа и обратись к Нему тотчас о прощении грехов своих. Он – Агнец, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29). Он на то и Агнец Божий, чтобы принимать на Себя и очищать грехи наши. *** Грех закрывает сердечные очи: вор думает, что Бог не ви¬дит; блудник, предаваясь сквернодействию, думает, что Бог его не видит; сребролюбивый, объедало, пьяница думают, что они утаиваются со своими пристрастиями. Но Бог видит и су¬дит. Наг есмь и скрыхся /Быт. 3, 10). Так говорит своими де¬лами всякий грешник, скрывающийся от вездеприсущего Бога. *** Когда мы обонянием ощущаем что-либо неприятное и не¬здоровое в воздухе, то стараемся выйти из этой нездоровой среды или как-нибудь уничтожаем эти, вошедшие в чистый воздух, зловредные начала. Так точно, когда ты ощущаешь в сердце своем что-либо смущающее или стесняющее его, то старайся тотчас удалить это зловредное начало, смущающее нашу душу, например, страсти, зная, что оно из бездны адской. Телесная и духовная жизнь имеют между собой много сходного, – и муд¬рый христианин имеет духовное чувство столь же изощренное, как плотский человек – телесные чувства. Да и смешно телесные чувства всячески изощрять, а духовные чувства оставлять в пренебрежении. Духовное чувство или чувствилище находит¬ся в сердце. Надо всячески его изощрять и очищать, чтобы оно отвращалось от малейшего зловония грехов и страстей, мгновенно отставляя их от себя. *** Ты, грешник, ниспавший во глубину зол, когда представишь множество грехов своих и впадешь в отчаяние и ожесточение, вспомни, что Отец небесный послал в мир для твоего спасения грехов и от вечного осуждения за них единородного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Притеки с верою в этому Ходатаю Бога и человеков, умоляя Его из глубины души омыть всеочищающею кровию, за нас пролитою на кресте, и беззакония, – притеки усердно к покаянию, глаголя пред иереем Его, как пред Ним Самим, беззакония твои, да оправдишися – приступи и к Святой Чаше, если служитель Таинства найдёт тебя готовым, и грехи твои очистятся: и, как река, будет мир твой и будешь ты Отца небесного сыном, который был мёртв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 24, 32). *** Никогда не отчаивайся в милости Божией, какими бы гре¬хами ни был связан по искушению диавольскому, но молись всем сердцем с надеждой на помилование, толцы во двери ми¬лосердия Божия – и отверзется тебе. Я, грешный иерей, пример тебе: как я ни согрешу иногда по действу диавольскому, напри¬мер – иногда со враждой ко брату отнесешься из-за чего-нибудь, хоть бы даже из-за правого дела, и весь расстроишься, и брата вооружишь на себя, и Таинство Святое совершишь недостойно, не по пренебрежению вольному, а по неготовности и действу диавольскому, однако, по раскаянии, все, все Владыка прощает, особенно по достойному причащении Святых Тайн: как снег или волна убелишься кровию Христовою; мир пренебесный бу¬дет обитать в сердце твоем; и легко, легко тебе будет на сердце, блаженным сделаешься. Забудешь все возмущения, тревоги и тесноту диавольскую, совсем новым сделаешься и как будто из мертвых воскреснешь. Не отчаявайтесь, братие, какие бы гре¬хи вы ни сделали, только сердцем сокрушенным и духом сми¬ренным покайтесь. Слава милосердию Твоему Господи! Слава долготерпению Твоему Господи! *** Чудо из чудес, что Господь и Творец мой, истлевшее мое грехом естество воссоздал, претворил, преложил, как хлеб и вино прелагает в плоть и кровь Свою, как огонь в росу пре¬ложил. * * * Помни, что человек великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, по падении во грех, есть немощное созда¬ние, подверженное тысячам слабостей; люби его, почитай его, но и вместе перенести его немощи, слабости, страсти, поступ¬ки. – Возлюбиши искренняго твоего – грешный грешного – яко сам себе (Мф. 19, 19). – Немощи немощных носи, и тако исполниши закон Христов (Рим. 15, 1). Велики эти слова: раз¬мысли о них глубже. Они то же значат, что слова молитвы Гос¬подней: мы оставляем должником нашим.
© Официальный сайт Православной Российской Церкви (Истинно-православной Церкви)