Новости:

30.06.2007 На празднике будет хор Лавры!

29.06.2007 В сотне лучших

26.06.2007 Сегодня - два года со дня хиротонии Святейшего архиепископа Московского, митрополита Всероссийского, первосвятителя Православной Российской (Истинно Православной) Церкви

25.06.2007 Скоро праздник!

23.06.2007 Ремонт службам не помеха

Все новости

Осознание важности Поместного Собора и необходимости объединения православных юрисдикций в России и создания Единой Российской Православной Поместной Церкви.

Доклад №1 

 

 

 (Доклад прочитан на Архиерейском Соборе в Москве 13 июля 2003г.)

        Прошедший век оставил в истории Православной Церкви в России заметный след. В начале ХХ века в результате происшедших в 1917 году событий были основаны несколько отдельных ветвей Православной Церкви. С того времени полноценное развитие Церкви стало невозможным – решения высшей церковной власти перестали быть «соборными». 
        Одним из самых известных документов ХХ века стал Указ Святейшего Патриарха Тихона за №362, который оставил Церкви огромное историческое наследие. Двоякость его – очевидна. С одной стороны, он стал бесспорным основанием для самостоятельного существования епископов в годы гонений, с другой – возможностью удовлетворения амбиций отдельных иерархов, претендующих на главенство в собственных юрисдикциях. 
В период правления компартии в России, разрозненные ветви Православия обособились, и стали полу самостоятельными религиозными образованиями. 
Наиболее крупные – Русская Православная Церковь заграницей, Московская Патриархия, Истинно – Православная Церковь – утвердили даже внутреннюю структуру со своими епархиями, учебными учреждениями и «предстоятелями». 
Опираясь на вышеупомянутый Указ Патриарха Тихона (в котором прописана перспектива объединения разрозненных епархий и ветвей ПЦ, иерархи большинства ветвей ПЦ формально стали руководителями, «первосвятителями» собственных епархий. Более того, Московская Патриархия, активно сотрудничающая со светской властью и сохранившая свой статус в годы гонений, уже считает себя полноправной правопреемницей Российской Поместной Православной Церкви, не считаясь с существованием других юрисдикций. В большей мере это обусловлено тем, что деятельность других ветвей ПЦ практически незаметна, именно из-за разрозненности и невозможности представлять свои интересы. Поэтому, сегодня необходимо создание крупного Церковно-административного органа, способного на серьезном уровне решать свои вопросы и отстаивать интересы единства Церкви. 
Вопрос об объединении православных автономных юрисдикций уже не первый год витает в среде церковной иерархии. В последнее время наметилась позитивная тенденция проведения «Архиерейских съездов», созываемых по инициативе различных епископов (большая заслуга в этом митрополита Рафаила (Прокопьева)),  для обсуждения возможностей конструктивного диалога между юрисдикциями и совместной работы. 
Создание единого административного органа сегодня – необходимое условие, как для дальнейшего развития Церкви, так и для межцерковных, внутренних и официальных государственных отношений, а также для улучшения пастырского служения. 
Существует множество аргументов в пользу объединения ветвей ПЦ. Один из положительных аспектов работы единого административного органа – возможность взаимодействия с органами государственной власти и Поместными Церквами, что на сегодняшнем этапе существования Церкви-немаловажно. 
Он сможет представлять официальную позицию Церкви в отношениях с государством  и братскими Церквами, поможет упорядочить административную деятельность внутри Церкви. 
Существует ряд аспектов препятствующих единению. Но, при желании и проявлении церковной Икономии – они решимы. 
Большинство юрисдикций, существующих в России имеют свою структуру, традиции и устои. Опыт прошедших лет показал, что попытки создания полноправного Синода (к примеру-Синод РИПЦ) приводят к раздору между архиереями. Номинальный Глава Синода (одновременно являющийся Предстоятелем) пытается влиять на жизнь отдельных приходов и епархий, которые, как он считает, находятся в его ведении. Безусловно, подобное отношение не устраивает епархиальных архиереев и настоятелей приходов, привыкших, за годы разрозненного бытия к полной самостоятельности. 
Помимо этого, существует ряд экклесиологических аспектов – одни ветви хотят видеть ПЦ традиционно–консервативной, другие–развивающейся и паки обновляющейся. Поэтому, сегодня необходимо создание единого административного органа (Епископское Совещание, Синод, Архиерейское Собрание), который выполнял бы только совещательную и представительскую функции, не вмешиваясь в каноническую или традиционную жизнь епархий и приходов. Решения, принимаемые этим органом, должны быть направленны только на административную жизнь Церкви, а в случае, если они касаются канонических или традиционных устоев – носить только рекомендательный характер. 
Мы все ждем желанных изменений к лучшему в атмосфере внутрицерковной жизни. Думаем, что с помощью Божий, нам не придется дожидаться возрождения и обновления Церкви еще долгие годы и десятилетия. 
Реальных проблем Церкви предостаточно. И вот, мы собрались здесь, чтобы подумать о самих себе, о своем историческом пути, сделать мудрый и спокойный анализ, ответить на вопрос: где мы и куда мы идем ... Мы должны действительно трезво посмотреть, что мы из себя представляем, и посмотреть реалистично, мудро и спокойно на те проблемы, которые стоят сегодня перед нашим церковным сознанием, перед нашей жизнью. 
Мы не можем закрывать глаза на то, что нам есть в чем каяться – и лично, и исторически. Еше Лесков в 19-м столетии писал, что Русь была крещена, но не была просвещена. И это ответственность всей Церкви и ее ветвей, каждого верующего, не говоря уже об иерархии и священстве, призвание которого – было в этом мире светочем: «Вы – свет мира». 
Мы должны подумать о себе, можем ли мы сказать, что мы верующие, или мы можем только говорить, что мы правоверные, в самом узком смысле этого слова, что мы провозглашаем слова истины, но что истины в нас нет, что наша жизнь не является свидетельством этой истины. Если мы не трудимся над тем, чтобы нам жить в «единстве духа и в союзе мира» и, если мы забываем слова Христа «Да будут все едины ...», то горе нам, как бы нам не оказаться сатанистами. 
Мы должны обратиться к самим себе и к нашим братьям и сестрам по вере с призывом к покаянию и повторить слова апостола Павла: сердце наше вам отверзто, объятия отчи вам открыты. Было бы хорошо, если бы мы обратились с такими словами открытости и любви ко всем конфессиям в России с призывом вступить с нами в молитвенное и евхаристическое общение, подчеркнув, что Церковь достаточно глубока и широка, что бы обнять всех, кто верит во Христа, кто проповедует Евангелие, кто живет верой Христовой. И мы с открытым сердцем предлагаем молиться вместе и от Единой Чаши причащаться, потому что Христос больше всяких человеческих расхождений. 
Мы благодарим Бога, что ХХ столетие явило в нашей Церкви множество свидетелей веры, которые до крови, до плахи, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этой верностью они приумножили сияние святости нашей Церкви. 
Мы проходим в нашем обществе через период перемен. Но изменения не могут не происходить и в жизни Церкви, потому что Церковь – это часть всего нашего общества. И если мы попытаемся искусственно отгородить Церковь от того процесса внутреннего обновления, который идет во всем обществе, то произойдет натяжение между той частью общества, которая пойдет вперед, и той, которая будет стоять на одном месте. 
Мы должны в первую очередь блюсти наше единство, создавать такую атмосферу в Церкви, когда ее внутреннее развитие осуществлялось бы в преемстве со всем тем ценным в прошлом, что мы сохраняем, и с полной открытостью к реальным нуждам тех людей, во имя спасения которых мы существуем. 
Нам необходимо глубоко задуматься над тем, что представляет собой то омерщвленное, обезбоженное общество, в котором мы живем, - обезбоженное либо пассивно, или активно, потому что мировоззрение общества идет вразрез с верой во Христа. И когда мы встречаем эти противоречия, надо научиться тому, чему учил еще в 1917 году один из иподиаконов приснопамятного Патриарха Тихона, который сказал: когда ты споришь, не говори против своего собеседника, он съежится только и будет думать, как тебя победить, говори над ним, чтобы он увидел, насколько больше и глубже он может быть, если только возвысится до уровня твоей проповеди. 
Действительно, каждый из нас должен понимать, что непременный долг пастыря – проповедь Слова Божия. Благотворительность, забота о больных, нетрудоспособных, престарелых членов общины вытекают из самой сути христианского учения. 
Необходимо сознаться, что вся основная масса верующих религиозно малограмотна, и наш долг – отдавать все силы, чтобы возродить Церковь. 
Я думаю, что каждый из нас правящих архиереев, знает, сколько у нас различных трудностей. И несмотря на то, что мы живем в одних и тех же условиях, мы так далеки друг от друга! Кажется, что когда люди живут в трудных условиях, у них должна быть солидарность, они сплачиваются, они вместе противостоят трудностям. Мы все разобщены. 
Мы все много говорим о трудностях, что мы не имеем того, иного, третьего, что мы живем в тяжелых условиях. Но не это главная беда. В первые века христианство было вообще вне закона, и оно развалилось. Не было книг – была изустная проповедь.  
Мы все упоены – но чем? Посмотришь на своего собрата, идет, под собой ног не чует ... А что у него? Какие знания? Ведь если мы сопоставим образование дореволюционное с нашим современным богословским образованием, то оно не идет ни в какой счет. Ставленники в духовный сан были с прекрасным светским и духовным образованием. И самое главное – они имели твердые убеждения и в самих  себе -  богатый внутренний мир. 
Мы говорим о наших недостатках, чтобы нам пойти дальше, чтобы оставить наследие духовное, чтобы о нас говорили, что мы не зря прожили жизнь. На нас воистину возлагается большая ответственность и, прежде всего, на архиереев. 
Мы должны прислушиваться друг к другу, быть солидарными, и, прежде всего, очистить свои ряды от тех, кто забылся, кто пренебрегает правилами приличия, кто ведет себя, непорядочно и подло. Я не говорю о немощи, немощны все мы, мы все нуждаемся в милости Господней, я говорю о тех, кто бравирует своими недостатками, кто вольно или невольно разрушает дело Божие. 
Хочу обратить ваше внимание на проблему проблем. Это – воспитание в наших будущих священнослужителях того особого состояния, которое должно быть присуще каждому христианину во время богослужения, а именно – благоговения, которого у подавляющего большинства наших священнослужителей, к нашему стыду, или вообще нет, или оно находится в зачаточном состоянии. Мы должны воспитывать в наших будуших священнослужителях прежде всего говейных молитвенников. Необходимо воспитать христианина, который должен ощущать, что стоит перед Ликом Божиим, и чтобы он слышал в своих ушах слова, сказанные некогда Моисею: сними обувь с ног твоих, ибо место, где ты стоишь – свято. 
Мы считаем, что в Церкви нашей, где большинство составляют женщины, которые в России спасали Церковь своей стойкостью, своим героизмом в самые страшные и мрачные годы, Церковь могла бы признать право за женщиной быть представительницей своей епархии. Необходимо благоговейно и благодарно относиться к женщине, а не только подмечать отжившее давным-давно различие между мужчиной и женщиной там, где апостол Павел говорит, что во Христе все одно, что нет ни мужского, ни женского, а един Христос. 
Необходимой переменой в церковной жизни и главной сейчас является укрепление соборного начала в жизни Церкви. Принцип соборности должен пронизывать деятельность всех церковных учреждений в центре и на местах. 
Остается нерешенным вопрос о церковной собственности в современных условиях. После нашего объединительного акта, мы должны поставить ребром вопрос о наших конституционных правах перед Правительством о церковной собственности. Доставшаяся в наследство от Синодального периода церковная собственность была после октябрьского переворота национализирована и затем передана в бесплатное пользование верующим. Мы такие же равноправные правопреемники церковных зданий, как и деятели РПЦ. В настоящее время мы должны поставить вопрос о правовом статусе построенных до большевистского переворота церковных зданий и о передаче их в наше пользование. 
Будучи отделена от государства, Церковь не может не иметь собственного имущества. Пользуясь государственным имуществом, пусть даже и безвозмездно, Церковь на деле оказывается в зависимости от государства. Это возникшее противоречие также следует подвергнуть корректировке. 
Необходимо в первую очередь обратить особое внимание на слабую подготовку будущих пастырей к практической церковной деятельности. Рукоположенного буквально нужно учить богослужению, учить проповеди. Рукоположенные в духовный сан практически беспомощны в вопросах душепопечения и пастырства. Чаще всего они не способны отвечать не только на те вопросы, которые к ним обращают современные люди, но даже и на вопрошания пожилых людей. 
Думаю что у нас потеряно ясное видение целей, которые должны быть поставлены перед пастырями. К чему мы готовим их? В первую очередь к пастырской и богослужебной деятельности. Не к букве, а служению Духу. 
Мы должны все усилия свои направить к тому, чтобы подготовить современного пастыря, способного служить, проповедовать, отвечать людям на волнующие их вопросы. 
Необходимо  готовить практиков церковных – но не требоисправителей, не чиновников, не технических работников, а духовных пастырей, которые в совершенстве владеют тем, чем они должны владеть как лица, совершающие практическое церковное служение. 
И.Сталин говорил: «Кадры решают все». А есть такая русская пословица, не мне ее говорить: «Каков поп, - таков и приход». Все зависит от настоящего призвания пастыря, от горения его духа. Будет таковое горение, будет и успех, ибо Господь говорит нам с укором: «жатвы много, а делателей мало».
Нашей Церкви остро не хватает богословов, специалистов в области церковной истории, канонического права, литургики. Поэтому мы должны привлекать в свои ряды и готовить высокообразованных богословов, специалистов своего дела. Вот какие сложные задачи и какие серьезные проблемы нам надо решать, а не думать, кто из нас будет стоять при служении у престола первым или последним. «Кто сотворит и научит – тот великим наречется в Царствии Небесном»..
Жизнь идет вперед, богословие развивается, а наши пастыри живут в полном отрыве от этого развития. Необходимо создать систему постоянной связи с жизнью, чтобы священники могли питаться от истоков богословского ведения, повышать уровень своего образования, – вот, что необходимо для настоящих пастырей. А разве для нас, архиереев, этого не требуется? 
Я думаю, что настало время выстроить стройную и целостную гармоничную систему богословского образования и изыскивать внебогослужебные формы для  __________ и духовного просвещения верующего народа. 

© Официальный сайт Православной Российской Церкви (Истинно-православной Церкви)