Новости:

26.03.2010 Приглашаем на праздник!

05.03.2010 Заседание Священного Синода ИПЦ

24.12.2009 Визит на Святую землю: Высокопреосвященнейший Андрей (Трегуб), митрополит Киевский и Галицкий, посетил с официальным визитом государство Израиль

20.11.2009 Вечная память!

19.11.2009 Номер 6(38) "Поместного Собора" поступил в распространение

Все новости

История

 

Святейший Рафаил, Архиепископ Московский Митрополит Всероссийский
Первосвятитель Истинно Православной Церкви

 Обновления:

Новый сайт церкви /index.php?id=338

Субсайт http://sinodipc.tv/ru  http://tv-sinodipc.ucoz.net/

ИПЦ на Украине + Донецкая епархия + форум

Календарь словари

В Слово Святейшего  + Пасхальное послание 2010

В Молитвослов Молитва залержания

В Фотогалерею Высокие гости + Встреча господина Черномырдина

В Иконы + Святой Иоанн Предтеча

В СМИ: ТВ, публикации: Гибнущие во лжи... + О возрождении России

В Без комментариев

Патриарх Кирилл - еретик

Расписание Богослужений + 

О приёме в духовное училище

ДЕКЛАРАЦИЯ ПЕРВОСВЯТИТЕЛЯ ИСТИННО ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Приступая к исполнению обязанностей Первосвятителя Истинно Православной Церкви и следуя соборному пожеланию собратий архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, собравшихся на 3-ю сессию Поместного Собора ИПЦ, почитаю своим священным долгом заявить нижеследующее:
Во времена внешнецерковной апостасии, люди более и более устремляют свой духовный взор на Истинно Православную Церковь, подобно тому, как близкие к кораблекрушению с надеждой смотрят на путеводный свет маяка. В этой связи подтверждаю, что Истинное Православие нашей Церкви основывается:

1. На апостольской преемственности хиротоний ( рукоположений ) в таинстве священства и других Святых Таинствах.

2. Неотъемлемую предпосылку православного исповедания мы имеем в Св. апостольских правилах, Св. канонах и догматах 7 Вселенских и 9 Поместных Соборов.

3. Мы, Истинно Православные – противостоим ( порицаем ) экуменизм, соблюдая 45 правило Св. апостолов: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон только помолятся с еретиками, отлучится от Церкви, а если позволит им действовать, как священнослужителям да будет извержен».

4. Декоммунизация Церкви и общества – важное устремление Истинного Православия. Потому что все мы знаем, какой великий урон нанесен Церкви богоборческим режимом и более всего – через коварную подмену высшей иерархии преданными этому режиму людьми. Эта политика была доведена до абсурда: вербовкой священнослужителей сотрудниками госбезопасности, завербованных обязывали докладывать своему начальству услышанное в своей среде и от пасомых, в противоречие священнического долга – сохранять тайну исповеди, и словам Господа «Не можете служить двум господам».

5. Истинно Православные считают обязательным непрестанную проповедь Евангелия и откровений Апокалипсиса, чтобы подготовить людей Божиих, для самого великого испытания, какого не было от создания мира, и которое придет внезапно, по слову Христа «как сеть». Мы противостоим отступлению и тайне беззакония, которое действует, чтобы открылся человек греха, сын погибели, главный антихрист «2 Фес. 2». И посему мы предупреждаем подготавливаемое порабощение человеческих душ, отнимающее самый высший дар Божий – свободную волю «печатью зверя»; которое технологически реализуемо, через имплантирование микрочипов в лоб и правую руку человека.

6. Истинно Православная Церковь в вопросе о глобализации имеет положительное отношение к мирному объединению человечества, но только в духе и истине Христа .
Мы отвергаем идею объединения народов и государств в духе антихристовом. Можно привести пример богопротивного строения Вавилонской башни «Быт. 10». Результатом этого печального опыта, вместо объединения, последовало полное разделение и разобщение людей. 

Все эти поползновения подготавливают путь антихристу,  который в свое время явится как самый ужасный правитель – суверен планеты, и, согласно пророчеств Св. Писания, будет осквернителем многих христианских храмов мира, в которых наступит «всеобщая мерзость запустения» и объявит себя богом, уничтожив всякого не поклонившегося ему. Таким путем он попытается подменить и раздавить христианство. Но Господь Иисус Христос, в страшный день, избавит, спасет и объединит верных своих….

7.  Мы, чада Истинно Православной Церкви, с любовью, открываем двери для не экуменического, а братского диалога со всеми, помня, что каждый человек, потенциально есть, по словам Св. апостола Павла «Храм Бога живаго» (2 Кор. 6:16)


        Предстоятель Истинно Православной Церкви,
        Архиепископ Московский,
        Митрополит  Всероссийский                                                                Святейший                                         РАФАИЛ

ЧИТАЯ ДЕКЛАРАЦИЮ 

       Что есть Истина? Этот вопрос был задан в лице Римского прокуратора Понтийского Пилата, онечестивившемся, потерявшем веру, древнем человеческим сообществом; не смотря на то, что Сама Истина стояла перед ним «в рабъем зраце». Прошли многие столетия, сменились поколения, снова и снова, было «время войне и время миру». Но Истинна так и остается уничиженной здесь на земле, Она всегда неудобна, для большинства «ходящего в похотех своего сердца» Она всегда, к сожалению, оставалась и остается достоянием «малого стада».
        Но это вовсе не значит, что последователи Истины должны замкнуться в некое духовное гетто. Вовсе нет!
     Задачей всякого истинно-православного – является максимальное расширение общества спасенных, и прежде всего за счет собственной доброй, по заповедям Христовым жизни, положительного примера постоянной молитвы, открытого для всех, лишенного ненависти и вражды сердца. Соблюдение всего того, что нам предлагает наша любящая мать – Православная Церковь, которая есть, по слову Св. апостола Павла «столп и утверждение Истины».
    «Истина сделает вас свободными» говорит нам сам наш пастыреначальник Господь Иисус Христос; свободными от греха и смерти от всего того нечестия и греховных болезней, ересей и неправомыслия, которое ведет к неправоделанию и погибели.
   Жизнь в Церкви подобно плаванию на корабле, среди бушующих волн, если кто-то пренебрегает безопасностью во время шторма он может оказаться за бортом и погибнуть. И вот чтобы гибель эта не оказалась массовой, чтобы число спасенных исполнилось, мы чада Истинно Православной Церкви, наследники дореволюционной и Тихоновской Церкви, глашатаи исполнения постановлений Всероссийского Собора 1917-1918гг. возвышаем сегодня свой голос, чтобы свидетельствовать об истинном Православии в современном мире.
   Не осуждая все остальные динаминации существующие в мире, мы открываем перед всеми наше Истинное Православие; чтобы в связи с вечными критериями и примерами Св. писания и Св. предания дать возможность всем сверять свои взгляды с позиций Истины, и исправления в свете Христового учения. 
   Основа этого апостольская преемственность по благодати которую епископство нашей Церкви имеет через Св. рукоположение осуществленное в годы безбожного лихолетия специально для свидетельства внешним, через братские Православные Церкви: Грузинскую, Украинскую, Болгарскую. И это является благодатным базисом нашей Истинно Православной Церкви.
   Но конечно не секрет, что формально апостольским преемством обладают и монофизиты, и монофелиты, и римокатолики. Но, не имея бескомпромиссного исповедания православного учения, эти сообщества потеряли благодать Божию ибо она чуждается всякого еретика и отступника. Мы помним, что многие изменники православию были рукоположены святыми, но исповедуя неправые учение они оказались вне Церкви, променяв ее, на чечевичную похлебку гордости и высокоумия; за которыми пустота, грех, и погибель.
   Все те апостольские правила, решения семи Вселенских Соборов и 9 Поместных Соборов, все то правоверие, которое мы унаследовали от Византии и царской России, что было явлено Духом Святым на Поместном Соборе 1917-1918гг. обязывает нас быть защитниками, ревнителями, зилотами православия не только на словах, но и на деле;         во – первых конечно лично стараясь соответствовать «образу верных», во – вторых отвергая неправомерное и грубое вмешательство, каких либо внешних лиц, или государства в Церковно – канонично – догматическую систему; что, выразилось в частности в подмене высшей иерархии в угоду безбожному атеистическому режиму. Важная задача ИПЦ выражается в декомунизации общества, лечении от поражения, порчи, которую Сталинская система принесла Церкви. «Не можете служить двум господам» говорит Христос. Недопустимо и парадоксально, чтобы духовник, который обязан сохранять тайну исповеди, был сотрудником госбезопастности.
   Важнейшей проблемой православного сообщества является экуменизм, которую приснопамятный митрополит Филарет (Вознесенский) назвал ересью ересей.
   45 правило Св. апостолов гласит: «Аще епископ, или присвитер, или диакон помолятся с еретиком, да будет отлучен от Церкви, а если позволит им действовать как священнослужителям да будет извержен». И это неопровержимо доказывает, всю лживость положения ревнителей, не по разуму которые готовы заключить в объятия даже сатану.
   Мы чада Истинно Православной Церкви с оптимизмом смотрим в будущее, с огромным трудом, но возрождается правая вера в людях, которые еще недавно были далеки от нее, строятся новые Храмы; обители наполняются монашествующими; меньше становится «захожан» и больше прихожан. Мы обращаемся ко всем людям доброй воли, для которых Православие дорого во всей его целостности и не поврежденности, не отвращаться от лица правды и присоединиться к нашему исповеданию.
   «Мир лежащий во зле», постоянно требует себе от Церкви многоразличных жертв, компромиссов и замалчиваний. Но здесь мы имеем пример Св. апостолов которые не жалели своей жизни но не принесли жертвы перед истуканами Римских императоров.
   Как бы не сложились обстоятельства во внешнем мире, как бы силы адовы не воевали на Истинно Православную Церковь, какие бы соблазны не воздвигала злоба диавола, в виде ли гонений, клеветы, обстояния со всех сторон экуменической мерзостью или обновленческой заразой – Истина останется во всем незапятнанном великолепии своих белоснежных риз.
    Очень хотелось бы многим превратить Церковь в музей человеческих заблуждений, представить ее как нечто архаичное, отжившее свой век. Но Она вечно юна, как и ее Пастыреначальник и Жених ибо «Христос, вчера, и днесь, той же и во веки».
   Церковь не изменяется и не мутирует подобно человеческим учреждениям.
   Она вечно живое, вечно плодоносящее древо, насажденное Господом «при исходищах вод» нашего спасения.

ПРАВОСЛАВНАЯ РОССИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ — экскурс в историю.

Православная Российская Церковь одна из самых крупных Православных Церквей мира. Образовалась в конце X века. Её основанием считается обращение в христианство Святого благоверного князя Владимира и жителей столицы Киевской Руси в 988 г. Автокефалию Русская Церковь получила от Константинопольского Патриархата в 1448 г., а в 1589 г. В России появился первый Патриарх Московский. С 1721 г. по 1917 г. По указу императора Петра Патриаршество было упразднено и управлять Церковью стал Святейшим Правительствующим Синодом. В августе 1917 г. в Москве открылся Собор Православной Российской Церкви. Он восстановил патриаршество и избрал Патриархом митрополита Московского Тихона (Белавина). Это событие совпало с бушевавшими в то время в России нестроениями и большевистским переворотом. Именно в дни работы Собора участники его узнали об убийстве митрополита Киевского Владимира, - это стало началом гонений на Православную Церковь. Патриарх Тихон смело выступил с обличениями коммунистов, за что неоднократно претерпевал страдания от безбожной власти. Гонения на Церковь принимали разные формы: практически все богословы и многие иерархи были либо изгнаны в 1920 гг., либо уничтожены в 1930 гг. В одном только 1937 г. было арестовано 136.000 клириков, убито 85.000. В период с 1917 по 1939 г. Православная Церковь потеряла от 80 до 85% священников. Усиливающиеся гонения на Православных и невозможность созыва Поместного Собора (а также происки отдельных иерархов) привели к тому, что Церковь разделилась на несколько частей. В результате этого разделения образовались: Истинно Православная Церковь (которую возглавил митрополит Петроградский Иосиф Петровых, категорически отвергающий советскую власть и её богоборческую идеологию), Катакомбная Церковь (лидером этой ветви стали архиепископ Феодор Поздеевский и другие архипастыри, сосланные за Веру в лагеря и тюрьмы. Эта часть Церкви вынуждена была скрываться от преследователей почти до начала 21 столетия), Русская Православная Церковь заграницей (сложившаяся из числа русских эмигрантов проживающих почти во всех странах мира, во главе с видным богословом — митрополитом Антонием Храповицким) и Московская Патриархия (основанная митрополитом Нижегородским Сергием, признавшим советскую власть законной, а её радости — радостями Церкви). В 1943 году по указу советского руководителя Сталина был созван «Собор» сергианских епископов, на котором митрополит Сергий был «избран» патриархом с титулом Московский и всея Руси. Совершенно понятно, что никаким патриархом на самом деле Сергий не являлся, но так или иначе русские люди, далекие от Церкви и живущие под гнетом советской власти привыкли считать, что Сергий — законный глава Церкви (раз уж партия решила). На смену Сергию пришли его ставленники — Алексий (Симанский), Пимен (Извеков) и Алексий (Редигер).
    Но Православная Церковь все-таки не исчезла с лица земли русской. Её бережно хранили иерархи, священнослужители и миряне Истинно Православной Церкви, Катакомбной и Русской зарубежной Церкви. В 2003 году произошло знаменательное событие. Впервые на Поместный Собор ИПЦ смогли собраться иерархи Катакомбной и Истинно Православной Церкви. Было принято решение о слиянии двух частей Российского Православия. На этом же Соборе был принят текст обращения ко всем православным архипастырям, в котором члены Собора призвали своих собратьев к единению. Решением Собора Церкви было возвращено историческое название — ПРАВОСЛАВНАЯ РОССИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
   Сегодня её возглавляет митрополит Московский и Всероссийский Рафаил (Прокопьев), местоблюститель Патриаршего Престола. Видный иерарх много трудов положил в дело единения российского православия. Именно благодаря его трудам открываются новые храмы, монастыири, учреждаются епархии. На поместном Соборе он был единогласно избран главой Священного Синода и предстоятелем Православной Российской Церкви.    

 

 

К ИСТОРИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ.

11 октября 1921 года Священным Синодом Православной Российской Церкви на Варшавскую кафедру был назначен, с возведением в сан митрополита, архиепископ Минский (с 1916 г.) Георгий (Ярошевский), трагически погибший 8 февраля 1923 года.     Спустя 19 дней, 27 февраля 1923 года, Собором российских архиереев в Польше на Варшавскую кафедру, с возведением в сан митрополита, был избран архиепископ Дионисий (Валединский), (хиротонисаный во епископа Кременецкого Православной Российской Церкви в 1913 году, при участии Патриарха Александрийского Григория IV, находившегося с официальным визитом в России).

13 марта 1923 года, ввиду ареста российского Патриарха Тихона и разгона большевиками Высшего Церковного Управления, Константинопольский Патриарх Мелетий утвердил избрание митрополита Дионисия и признал за ним титул “Варшавского и Волынского и всея Польши священноархимандрита Почаевской Успенской Лавры”.

В ноябре 1923 года митрополит Дионисий в письме просил российского Патриарха Тихона благословить самостоятельное бытие (автокефалию) Польской Православной Церкви. Через полгода 23 мая 1924 года Патриарх Тихон, пребывавший практически под домашним арестом, ответил, что данное решение может принять только Всероссийский Собор, созыв которого является предметом молитв и забот. Между тем, православная паства в независимой Польше не могла согласиться и ожидать, когда большевики разрешат проведение Собора.

13 ноября 1924 года Константинопольский Патриарх Григорий IV подписал Патриарший и Синодальный Томос Вселенской Константинопольской Патриархии о признании Православной Церкви в Польше автокефальной.

Митрополит Сергий Страгородский, узурпировавший в России высшую церковную власть вскоре после смерти в 1925 году Патриарха Тихона, в письмах митрополиту Дионисию от 4 января 1928 г. и от 26 июня 1930 года писал, что получение Польской Церковью (входившей в состав российской Церкви) автокефалии от Константинопольского Патриарха - незаконно. Необходимо было ждать проведения Поместного Собора Русской Церкви, который и рассмотрел бы данный вопрос. При этом митрополит Сергий не смог внятно объяснить, что мешает проведению Собора вот уже 12 лет (последний Собор Православной Российской Церкви окончил работу в 1918 году).

Следует отметить, что в описываемый период советская власть практически полностью разгромила по всей стране Российскую Церковь. Большинство архиереев находилось в ссылках, заключении и эмиграции, либо было расстреляно. Небольшая группа епископов - приспособленцев официально поддержала советскую власть, повсюду торжествовал обновленческий раскол. С 1927 года единственно сохранившей каноническую православную чистоту в Советской России оставалась группа епископов и мирян, возглавляемая Санкт-Петербургским митрополитом Иосифом (Петровых),ставшая впоследствии известной под именем Истинно-Православной Церкви (ИПЦ).

Не желая пойти на сговор с богоборческим режимом по примеру митр. Сергия Страгородского, ИПЦ увела своих сторонников в катакомбы, где продолжала непримиримую духовную брань с красными поработителями.

Таким образом, если кто либо и мог подписать канонический Томос об автокефалии Польской Церкви и ее законном отделении от Церкви Российской, то им мог быть только митрополит Иосиф (Петровых), последний Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Первоиерарх ИПЦ. Но постоянно находясь на нелегальном положении, отбывая в лагеря, идя на казнь, Первоиерарх и епископы ИПЦ были недосягаемы для польского священноначалия. В условиях полного церковного хаоса в России митрополиту Дионисию не оставалось ничего другого, как обратиться к Константинопольскому Патриарху с просьбой о даровании автокефалии, как к высшему церковному арбитру.

В конце 1939 года после ввода советских войск (согласно договору между Германией и СССР о расчленении Польской Республики) на территорию Западной Украины, там оказалась часть епископата Польской Православной Церкви. Среди них - епископ Александр Иноземцев (хиротонисанный 4 июля 1922 года во епископы Люблинские Польской Православной Церкви, находившейся на тот момент в составе Православной Российской Церкви) и епископ Поликарп Сикорский (хиротонисанный в 1932 году во епископы Луцкие Польской Автокефальной Православной Церкви). Вместе с другими западноукраинскими преосвященными ПАПЦ два вышеуказанных архиерея были насильственно отторгнуты от священноначалия Польской Церкви и произвольно почислены в состав Московской Патриархии.

В 1941 году после ввода германских войск на территорию Украины, епископы Александр (Иноземцев) и Поликарп (Сикорский) возвращаются под управление митрополита Дионисия Валединского, возглавлявшего Автокефальную Православную Церковь в Польском Генерал- Губернаторстве (в которое преобразовали германские власти Польскую Республику после ее оккупации). В конце 1941 года митрополит Дионисий назначает епископа Поликарпа Временным Администратором Польской Автокефальной Православной Церкви на территории Украины и возводит его в сан архиепископа. 8-10 февраля 1942 года в г. Пинске с благословения митрополита Дионисия проходит Собор украинского духовенства. В работе Собора принимают участие преосвященные Поликарп и Александр, которые рукополагают епископат для создаваемой Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ).

8 октября 1942 г. в Почаевской Лавре в присутствии епископов УАПЦ Никанора (Абрамовича) и Мстислава (Скрыпника) и предстоятеля Украинской Автономной Церкви (номинально находившейся в составе Московской Патриархии) митрополита Алексия (Громадского), был подписан акт объединения УАПЦ с Украинской Автономной Церковью, после чего была образована единая УАПЦ.

Большое количество общин российской Истинно-Православной Церкви, действовавших на Украине и не признававших над собой власть прокоммунистического “Синода” Московской Патриархии, с радостью восприняли весть о создании УАПЦ, войдя в ее состав и тем самым легализовав свое положение после почти пятнадцатилетнего служения в катакомбах.

В начале 1944 года в результате наступления советской армии епископы, духовенство и часть паствы УАПЦ покинули Украину. В эмиграции в 1953 году скончался Первоиерарх УАПЦ митрополит Поликарп (Сикорский). Его преемником стал митрополит Никанор (Абрамович), скончавшийся в 1968 году. С 1968 по 1993 гг. УАПЦ возглавлял, находясь вначале в Канаде, а затем в США, митрополит Мстислав (Скрыпник). В 1949 году экзарх Антиохийского Патриархата в США митрополит Христофор вместе с митрополитом Мстиславом, управлявшим в то время канадской митрополией УАПЦ хиротонисали во епископы Иоанна (Тодоровича), ставшего управляющим американской митрополией УАПЦ.

17 ноября 1990 года митрополит Мстислав был возведен в Киеве в патриаршее достоинство. Незадолго до этого события по инициативе архиерея Московской Патриархии епископа Овручского и Житомирского Иоанна (Боднарчука) были совершены рукоположения первых на территории Украины епископов воссоздаваемой УАПЦ. За короткий период в 1990 году новорукоположенными епископами УАПЦ была возрождена независимая церковь Украины. Избрание этими епископами Патриархом Киевским митрополита Мстислава (Скрыпника) явилось последней попыткой объединить рассеянные по всему миру части УАПЦ.

Прибывший в Киев Патриарх Мстислав возглавил новый епископат УАПЦ на Украине и совместно с архиепископом Антонием (Щербой), архиереем УАПЦ в США, совершил еще несколько архиерейских хиротоний.

В 1992 году от Московского Патриархата отделилась многочисленная группа украинского духовенства и мирян во главе с митрополитом Филаретом (Денисенко), епископом Андреем (Гораком) и епископом Иаковом (Панчуком), которые вошли в состав УАПЦ. В 1993 году Патриарх Мстислав скончался и собор епископов УАПЦ избрал Патриархом Киевским и всея Украины епископа Перяславского и Сичеславского Димитрия (Ярему).

 Епископы УАПЦ, не согласные с избранием Патриарха Димитрия, провели месяц спустя (в октябре 1993 года) отдельный собор, на котором избрали Патриархом Киевским Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) архиепископа Ужгородского и Мукачевского Владимира (Романюка), а после его смерти в 1995 году Патриархом был избран митрополит Филарет (Денисенко).

В 1991 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) (организованной в Югославском Королевстве монархически настроенной частью российской церковной эмиграции в 1921 году) принял решение о создании на территории России церковных общин и епархий, находящихся в юрисдикционном подчинении Зарубежного Синода.

На протяжении 70 лет РПЦЗ отказывалась признать и установить молитвенно-евхаристическое и административное общение с Московской Патриархией, декларируя свое единство лишь с Истинно-Православной Церковью в России. Но с 1991 г. РПЦЗ не пошла по пути восстановления разгромленных советским режимом структур ИПЦ. Наоборот, игнорируя мнение общин катакомбной Церкви, РПЦЗ приступила к формированию в России совершенно новой организации, наименовав ее Российская Православная Свободная Церковь в каноническом и административном подчинении РПЦЗ.

За короткий период священноначалию РПЦЗ удалось перессорить и политически дискредитировать своих приверженцев в России. Свободная Церковь организационно распалась, а ее общины стали катастрофически уменьшаться. На этом фоне последовавшие приезды в Россию русского зарубежного епископата, встречи и полулегальные переговоры с представителями Московской Патриархии и лже-патриархом Алексеем Ридигером окончательно подорвали доверие к РПЦЗ у тех, кто продолжал оставаться в “православных катакомбах”.  

В 1996 году инициативные группы российского православного духовенства и мирян обратились к Патриарху Киевскому Димитрию (Яреме), с просьбой о каноническом восстановлении епископата Истинно-Православной Церкви для возобновления ее открытого служения в России.

В июне 1996 года по благословению Патриарха Димитрия архиепископом УАПЦ Романом (Балащуком), бывшим ранее архиереем УПЦ КП, и епископом УАПЦ Мефодием (Кудряковым), также бывшим ранее архиереем УПЦ КП, был хиротонисан во епископы Российской Истинно-Православной Церкви иеромонах Иоанн (Модзалевский). 17 декабря 1996 г. епископ Иоанн и епископ Мефодий (Кудряков) в г. Тернополе хиротонисали во епископы архимандрита ИПЦ Стефана (Линицкого).

В 1991 г. в Грузии был свергнут президент Звиад Гамсахурдия. Близкий друг и духовный наставник Президента архиепископ Никорцминдский Амвросий (Катамадзе), архиерей Грузинской Православной Церкви был вынужден покинуть родину и выехать в Россию, где в январе 1997 г. он присоединился к Истинно-Православной Церкви. 30 марта 1997 года епископ Иоанн, епископ Стефан и архиепископ Амвросий хиротонисали во епископа Гайнатского и Имеретинского (Грузинской Истинно-Православной Церкви) архимандрита Моисея (Ходжаву), свидетельствуя тем самым о духовном единстве Церквей братских православных народов.

Вторая половина 1997 года была ознаменована бурными событиями, происходившими в ИПЦ. Наметился рост общин, все больше прихожан стали покидать лже-церковь Московскую Патриархию и вступать в приходы Истинно-Православной Церкви.

Серьезному испытанию подверглось священноначалие ИПЦ в июне 1997 г. Первый из новорукоположенных епископов ИПЦ Иоанн попытался создать самочинное сборище и учинить раскол, прекратив общение со всеми епископами ИПЦ, надеясь с помощью государственной власти парализовать деятельность Священного Синода ИПЦ.

Определением Архиерейского Собора от 26 июня 1997 года после многократных увещеваний и предупреждений епископ Иоанн (Модзалевский) был извергнут из епископского сана. Управление Московской Епархией перешло к Совету Преосвященных Викариев, в который вошли архиепископ Амвросий (Катамадзе) с титулом Крутицкий (впоследствии возведенный в митрополиты) и епископ Стефан (Линицкий) с титулом Дмитровский (впоследствии возведенный в архиепископы).  

Архиерейский Собор ИПЦ принял давно ожидаемое паствой решение о признании Московской Патриархии безблагодатным сборищем, таинства (а вернее манипуляции) которого отныне недействительны. Этим актом Архиерейский Собор подтвердил неразрывную связь с архиереями, духовенством и паствой, стоявшими у истоков создания Истинно-Православной Церкви и отрицавшими возможность присутствия Благодати Святого Духа у нераскаявшихся отступников.

Отказ Патриарха Димитрия (Яремы) поддержать решения Архиерейского Собора ИПЦ повлек за собой приостановление молитвенно-евхаристического общения между УАПЦ и ИПЦ.

21 сентября 1997 года митрополит Амвросий, архиепископ Стефан и приехавший из Грузии епископ Моисей рукоположили во епископы Волоколамские, викарии Московской Епархии архимандрита Рафаила (Прокопьева), а 19 октября 1997 г. митрополит Амвросий и епископ Рафаил рукоположили на Санкт-Петербургскую кафедру архимандрита Сергия (Моисеенко).

25 февраля 1998 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор ИПЦ, на который приехали Епископы Российской Православной Свободной Церкви Епископ Тульский и Брянский Арсений (Киселев) и Епископ Казанский и Марийский Александр (Миронов). Прибывшие архиереи выразили желание соединиться с ИПЦ, войдя в ее состав со своими епархиями, духовенством и паствой. 

Архиерейский Собор ИПЦ принял обоих Преосвященных, назначив Епископа Арсения на Владимирскую кафедру и включил бывших Епископов Свободной Церкви в состав Священного Синода ИПЦ.

28 июня 1998 года очередной Архиерейский Собор РИПЦ принял решение хиротонисать архимандрита Дидима во епископа Царицинского и Саратовского, архимандрита Тихона во епископа Кузнецкого и Пензенского и протоиерея Назария Катамадзе по принятию им монашеского пострига во епископа Хельсинкского (для окормления членов РИПЦ, проживающих на территории Финляндии). Хиротонии вышеуказанных кандидатов были совершены соответственно 30 июня и 21 и 23 июля 1998 года.

Тот же Собор избрал Местоблюстителем Патриаршего Престола Российской Истинно-Православной Церкви архиепископа Рафаила (Прокопьева) с возведением его в сан Митрополита.

После чего было принято решение об окончательном формировании Священного Синода, в который вошли следующие лица:

Местоблюститель Патриаршего Престола РИПЦ, Председатель Священного Синода Митрополит Рафаил (Прокопьев);

Члены Священного Синода:  
1. Митрополит Крутицкий и Коломенский Амвросий (Катамадзе) - Председатель Отдела Внешних Церковных Сношений;
2. Архиепископ Казанский и Марийский Александр (Миронов);  
3. Архиепископ Владимирский и Муромский Арсений (Киселев) - Председатель Ревизионной Комиссии;
4. Архиепископ Тверской и Дмитровский Стефан (Линицкий) - Председатель Высшего Церковного Суда, Викарий Московской Епархии;
5. Архиепископ Санкт-Петребургский и Старорусский Сергий (Моисеенко) -Управляющий Делами ИПЦ;
6. Протопресвитер Александр Сергеев - Секретарь Священного Синода.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ

У многих читающих эти строки может вызвать недоумение название нашей Церкви. А что, - спросят они, - разве Русская Православная Церковь Московского Патриархата, столь бурно теперь прирастающая новыми храмами, монастырями, заграничными учреждениями, при том благодаря явной поддержке государственной власти и крупного бизнеса, не есть историческая Православная Церковь нашей страны, существующая более 1000 лет? Разве она не истинна? Пусть на этот вопрос ответит история, зафиксированная в документах, которые теперь доступны всякому желающему. И первое, на что она засвидетельствует, так это то, что не в 2003 г., когда Министерство юстиции России зарегистрировало в качестве юридического лица Священный Синод Истинно-Православной Церкви, последняя появилась на свет и получила указанное название. Но представим свидетельства истории по порядку. 

Начало истекшего ХХ века Православная Российская Церковь встретила бурным движением за восстановление в ней свойственных православию начал соборности, в связи с тем, что за 200 лет до того, петровская реформа во многом превратило ее в бюрократическое учреждение, призванное идеологически обслуживать государственную власть. Чаяния лучших церковных умов и здоровых сил российского церковного общества нашли свое воплощение на Московском Священном Соборе 1917-1918 гг., когда российский епископат и свободно избранные представители духовенства, монашествующих и мирян приняли определения, устанавливающие канонический строй Православной Российской Церкви на всех уровнях от высшего управления до прихода и монастыря. Однако недолго наша Церковь смогла жить в соответствии с этими определениями. Установившаяся в нашей стране новая богоборческая власть сделал все, чтобы разрушить церковную структуру. Предвидя это Высшее Церковное Управление Православной Российской Церкви в лице Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона, Святейшего Синода и Высшего Церковного Совета в ноябре 1920 г. выпустило знаменитое Постановление № 362, определяющее временный строй церковного устройства в чрезвычайных условиях и предусматривающее  в случае дезорганизации канонической высшей церковной власти переход епархий на самоуправление. В 1922 г., когда большевистские правители Советской России инспирировали в Церкви т.н. «обновленческий» раскол, именно эта мера позволила сохранить канонические церковные структуры. Однако после кончины Святейшего Патриарха Тихона, последовавшей на Благовещение (25 марта/7 апреля) 1925 г., вступивший в должность Патриаршего Местоблюстителя митрополит Крутицкий Петр совершил роковой шаг, назначив на случай своего ареста своих временных заместителей, что не предусматривалось ни Постановлением № 362, ни составленным в соответствии с ним патриаршим завещательным распоряжением. Таким образом, в декабре 1925 г. к высшей власти в Российской Церкви пришел опорочивший себя в 1922 г. признанием раскольничьего «Высшего Церковного Управления» митрополит Нижегородский Сергий в невиданном звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Впрочем, на первых порах епископат и церковное общество оказали ему доверие, учитывая, что он не уставал повторять, что его целью является созыв Поместного Собора, которому только и принадлежит полнота власти в Православной Российской Церкви. Но уже в 1927-1929 гг. выяснилось, что все это оказалось обманом, поскольку весной 1927 г. за спиной у Церкви митрополит Сергий пошел на сговор с набиравшем силу сталинским режимом в лице всесильного тогда ОГПУ и в изъятие из действовавшего законодательство получил в НКВД государственную регистрацию для созданной им Московской Патриархии. Условием это сговора, как известно, было безоговорочное выполнение новоявленным неканоничным органом церковной власти указаний ОГПУ относительно церковных кадров и идеологического обслуживания по церковной линии мероприятий режима. Так что вместо Поместного Собора Российская Церковь получила увольнение с кафедр сосланный епископов, перемещение неугодных и лживые заявления, что в СССР нет гонений на религию. Другое дело, что уставшее от притеснений духовенство в большинстве своем проявило тогда конформизм, надеясь, что Сергий устроит ему «тихое и безмолвное житие». Но с этим оно просчиталось, особенно когда в 1937 г. в своем большинстве было уничтожено в связи с усердием тогдашнего руководителя госбезопасности Ежова по искоренению «враждебных элементов».  

Однако в том же 1927 г. и позднее порядка четверти российского епископата, в том числе законные кандидаты на должность Патриаршего Местоблюстителя митрополиты Ярославский Агафангел и Казанский Кирилл, не признали бесчинные деяния митрополита Сергия, отказавшись выполнять его распоряжения. В 1930 г., как следует из опубликованных теперь документов, такую же позицию занял и находящейся в ссылке в отдаленном уголке Сибири митрополит Петр. А ставший осенью 1927 г. неформальным предводителем борцов за каноническую правду митрополит Петроградский Иосиф назвал церковное общество, отложившееся от бесчинной Московской Патриархии Истинно-Православной Церковью, откуда и берет начало наше название. По подсчетам историка Льва Регельсона (см. его книгу «Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. 2-е изд. М., 1995) первоначально ее епископат составили 37 архиереев. Позднее ими были рукоположены и другие. Однако вследствие тотальных репрессий обрушившихся на православное духовенство в нашей стране в 30-е гг. и продолжившегося в 40-е гг. уничтожения духовенства, не подчинившегося Московской Патриархии, жизнь Истинно-Православная Церкви в 50-е гг. оказалась дезорганизовано и многие ее общины лишились иерархического окормления.  

Что же касается образованной митрополитом Сергием церковной структуры, то с 1943 г., когда Сталин дал ей возможность несколько оправиться, дабы вновь использовать ее в своих идеологических целях внутри СССР и за рубежом, то она стала называться Русской Православной Церковью, апеллируя этим названием к Древней Руси, поскольку большинство ее приходов оказалось на Украине. В свою очередь приверженцы Истинно-Православной Церкви, которые остались единственно законными преемниками исторической Православной Российской Церкви, поскольку сохранили верность ее каноническому строю, подвергались не только до войны, но и позднее подлинному геноциду, прежде всего, в лице епископата и духовенства, потеряв в послевоенный период  цельную организационную структуры.  

Однако, когда в нашей стране в начале 90-х годов установилась свобода совести, то для думающих православных встал вопрос их церковного самоопределения. У Московской Патриархии тогда появился шанс исправить свое неканоническое положение. Для этого следовало всего лишь пригласить все остатки исторической Православной Российской Церкви в нашей стране и за рубежом к работе по восстановлению ее канонического строя на основе определений Московского Священного Собора 1917-1918 годов. Но такой инициативы не последовало. Более того, в 2000 г. на своем Архиерейском Соборе РПЦ-МП демонстративно разорвало с ними, закрепив такое положение своим новым Уставом об управлении. Тогда то и те, кто сохранил преемство прежней Истинно-Православной Церкви, и те, кто влился в нее в 90-е гг. и позднее, убедившись в полной неканоничности РПЦ-МП, и составили организационно получивший в 2003 г. официальное признание Священный Синод Истинно-Православной Церкви, восстановив ее иерархию при братском содействии Украинской Автокефальной Православной Церкви, имеющей законное иерархическое преемство и находящейся ныне через свою митрополию в Америке в каноническом единстве с Матерью-Церковью Константинопольской.  

В 2004 г. Истинно-Православная Церковь провела две сессии Поместного Собора, который принял два принципиальных решения: 1) обратиться ко всем разрозненным частям исторической Православной Российской Церкви и, прежде всего, к РПЦ-МП, с призывом начать общую соборную работу по воссозданию на канонических началах Церкви Российской и 2) считать для себя обязательными определения Московского Священного Собора 1917-1918 гг., касающееся церковного управления, в связи с чем вести дальнейшее церковное строительство на их основе, дабы в любом случае, Господу содействующу, придти к тому, чтобы в нашей стране была каноничная Православная Российская Церковь – законная правопреемница исторической Церкви нашей страны.  

Сейчас масштабы Истинно-Православной Церкви скромны. В клире нашей Церкви на сей день состоит 21 епископ, 88 священнослужителей, из которых 65 в пресвитерском сане и 23 в диаконском, 110 иночествующих в наших монастырях, коих теперь насчитывается 5. При этом приходских общин у нас сейчас насчитывается 65, из которых 36 зарегистрировано в органах юстиции, а 26 еще проходят процесс регистрации. При этом мирян насчитывается порядка 75 тыс. человек. Тем не менее, у нас есть обоснованные надежды на дальнейший рост. Когда речь заходит о статистике, тем более церковной, то христианин сразу вспоминает богоглаголевого царя Давида, который решил сосчитать свой народ, но, как известно, «не угодно явися повеление сие пред Богом», Который лишь один способен  умножить Свой народ (2 Цар 24:1-25; 1 Пар 21:1-22:1). Не секрет, что иные религиозные лидеры в нашей стране и обслуживающие их идеологи позволяют себе при отсутствии точной статистики манипулировать с цифрами приверженцев той или иной религиозной организации, намного их завышая, пытаясь тем самым показать обществу и власти свою политическую значимость. Мы не ставим такой цели, полагая, что и число верных нашей Церкви в руце Божией. Нас в нашем труде по церковному созиданию, как и первые поколения христиан, будет вдохновлять призыв Спасителя нашего: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство!» (Лк 12:32). Другое дело, что как Добрый Пастырь Христос  помнит каждую словесную овцу в Своем стаде, и «Своя овцы глашает по имени» (Ин 10: 3), так и нам пастырям Его Церкви надлежит знать свое стадо, ведя учет наших клириков и мирян, из чего и складывается приведенная выше статистика.

И последнее о чем следует сказать. С недавних пор как в трудах отечественных религиеведов, так в выступления российских и зарубежных средствах массовой информации в связи с вопросами церковной жизни в нашей стране стал встречаться термин  «альтернативное православие», под который они подводят имеющие место в нашей стране церковные группировки, противопоставляемые самой крупной из них, а именно Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Оставляя на совести и компетентности тех, кто этот термин использует, пользуясь случаям, должен решительно заявить, что никакой альтернативы мы не кому в российском православии составлять не намерены и цели такой не ставим. Наша цель, верность которой мы намерены пронести, несмотря ни на какие трудности и испытания, состоит в том, что воссоздать на нашей Родине поместную Православную Российскую Церковь на канонической основе определений Великого Московского Священного Собора 1917-1918 годов. Другой основы для этого просто нет. Все прочие церковные собрание, имевшие место после 1918 года, как в России, так и за рубежом, не представляли всю поместную Российскую Церковь, не говоря о том, что иные из них проводились под воздействием политических, а попросту говоря человеческих страстей, либо же под прямым давлением извне Церкви. Только верность духу и букве определениям Московского Собора могут воссоздать историческую Российскую Церковь, все прочие пути тупиковы, в чем нам еще предстоит убедиться, возможно, даже раньше, чем мы можем предполагать. 

 +РАФАИЛ,

 БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕРОССИЙСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СВЯЩЕННОГО СИНОДА ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 4/17 декабря 2004 года, град Москва

:: Схема Иерархического Преемства Священного Синода Истинно Православной Церкви
:: Основные важности Поместного Собора и необходимости объединения православных юрисдикций в России и создания Единой Российской Православной Церкви
:: По вопросу о началах церковного обновления
:: Постановление № 362 и его роль в новейшей церковной Российской истории
:: Свобода совести в Российской Федерации
:: Церковь в современном виде
:: Читая доклад владыки Марка. (заметки церковного историка)
:: ЦЕРКОВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ В СССР Фрагмент 3 главы из книги Православие при социализме
:: Каноническое достоинство и актуальность определений Московского Священного Собора 1917-1918 годов
:: Из доклада произнесенного на Архиерейском Соборе 13 июля 2003 года.
:: Русская православная церковь и современное российское государство
:: Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви
:: Письмо Митр. Иосифа одному петроградскому архимандриту (Льву Егорову)
:: Заметки о Катакомбной Церкви в СССР
:: Декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г.
© Официальный сайт Православной Российской Церкви (Истинно-православной Церкви)