Наши новости:

04.12.05 Рождественское послание Митрополита Московского и Всероссийского Рафаила

30.12.04 Газета "Поместный Собор"

14.06.04 Сайт начал свою работу.

 
 
 

Выступление Кириака, митрополита Пятигорского и Северо-Кавказского

 

 

Дорогие архипастыри, пастыри, монашествующие и благочестивые миряне!

Уважаемые гости Поместного Собора!

 

Мы все ждем желанных изменений к лучшему в атмосфере внутрицерковной жизни. Думаю, что с помощью Божией, нам не придется дожидаться возрождения и обновления Церкви еще долгие годы и десятилетия.

Реальных проблем в Церкви предостаточно. Мы собрались здесь, чтобы подумать о самих себе, о своем историческом пути, сделать мудрый и спокойный анализ, ответить на вопрос: где мы и куда идем. Мы должны действительно трезво посмотреть, что мы из себя представляем, и посмотреть реалистично, мудро и спокойно на те проблемы, которые стоят сегодня пред нашим церковным сознанием, перед нашей жизнью.

Мы не можем закрывать глаза на то, что нам есть в чем каяться – и лично, и исторически. Еще Лесков в XIX столетии писал, что Русь была крещена, но не была просвещена. И это ответственность всей Церкви и ее ветвей, каждого верующего, не говоря уже об иерархии и священстве, призвание которого – быть в этом мире светочем: «Вы - свет мира»

Мы должны обратиться к самим себе и к нашим братьям и сестрам по вере с призывом к покаянию и повторить слова апостола Павла: сердце наше вам отверсто, объятия отчие вам открыты. Было бы хорошо, если бы мы обратились с такими словами открытости и любви ко всем конфессиям в России с призывом вступить с нами в молитвенное и евхаристическое общение, подчеркнув, что Церковь достаточно глубока и широка, чтобы обнять всех, кто верит во Христа, кто проповедует Евангелие, кто живет верой Христовой. И мы с открытым сердцем предлагаем молиться вместе и от Единой Чаши причащаться, потому что Христос больше всяких человеческих расхождений.

Необходимой переменой в церковной жизни и главной сейчас является укрепление соборного начала в жизни Церкви. Принцип соборности должен пронизывать деятельность всех церковных учреждений в центре и на местах.

Остается нерешенный вопрос о церковной собственности в современных условиях. В период нашего Поместного Собора мы должны поставить весьма серьезно вопрос о наших конституционных правах перед Правительством о церковной собственности. Доставшаяся в наследство от Синодального периода церковная собственность была после октябрьского переворота национализирована и затем передана в бесплатное пользование верующим. Мы являемся такими же равноправными правопреемниками церковных зданий, как и деятели РПЦ МП. В настоящее время мы должны поставить вопрос о правовом статусе построенных до большевистского переворота церковных зданий и о передаче части их в наше пользование.

Нашей Церкви остро не хватает богословов, специалистов в области церковной истории, канонического права, литургики. Поэтому мы должны привлекать в свои ряды и готовить высокообразованных богословов, специалистов своего дела – вот какие сложные задачи и какие серьезные проблемы нам надо решать, а не думать, кто из нас будет стоять при служении у престола первым или последним. «Кто сотворит и научит – тот великим наречется в Царствии Небесном».

Я думаю, что настало время выстроить стройную и целостную, гармоничную систему богословского образования и изыскивать вне богослужебные формы для катехизации и духовного просвещения верующего народа.

Сегодня требуется от нас, членов Поместного Собора, с возможной точностью определить и внушить членам Церкви понятие о том что есть в Ее жизни вечное, неизменное, и что подлежит изменениям, дополнениям, согласно с запросами развивающегося сознания верующих и изменяющихся потребностей жизни. Смешение евангельских, догматических истин вероучения и нравоучения с частными мнениями отдельных лиц (хотя бы и учителей Церкви), с одной стороны, а с другой – смешение правил истинно – канонических, обоснованных на Божественном откровении, с традициями местного, временного характера нередко приводило и приводит к печальным недоразумениям и раздорам жизни церковной, к преувеличенному возвышению «обычая», «обряда», во вред вселенской истине, в ущерб жизненности истинно евангельских начал и устоев, в порабощение существа духа веры и благочестия внешней форме и мертвой букве (Ин.6,33; 2Кор.3,6).

Сама Церковь в первый день Светлого Воскресения Христова за литургией читает Евангелие на разных языках. Тем самым Она признает права всех народов на всех языках и наречиях славословить Единого для всех Христа-Бога.

 

Причины и сомнения, побуждающие многих верующих оставлять Московскую Патриархию и присоединяться к Истинно Православной Церкви в России.

Пребывающий в Церкви не должен лгать! Настоящие православные должны иметь мужество говорить и повторять постоянно, что надо жить по совести и заповедям Христа, и эти заповеди Его являются ключевыми в вопросе нашего отношения к «сергианству» и «благодатности» Московской Патриархии.

Дух Святой дышит, где хочет. Именно потому, что Он дышит, где хочет, Его никакими хоровыми пениями, каждениями, возжиганием лампад не заставишь дышать в Храме и пресуществлять Дары на Престоле в алтаре Церкви с богоотступным епископатом и духовенством, в Церкви, которая согласившись однажды на ложь, через это вошла в соглашение с отцом последней.

Что чувствует настоящий христианин, когда на службе диакон возглашает «еще молимся о великом Господине и Отце нашем «Святейшем» Патриархе Алексии и о Господине нашем . . .», его совесть кричит и протестует. Несостоятельность «сергианства» и незаконность МП, присвоившей себе исключительное право называться Русской Православной Церковью, можно доказать, конечно, и канонами, но, совесть более надежное основание, ибо бессовестный христианин - дело невозможное по определению.

Что говорит совесть верующего во Христа Спасителя во время молитв за Божественной Литургией «О великом Господине нашем . . .» и прочее и прочее? Конечно же, во время этих прошений он молится, о том, чтобы Господь избавил Церковь нашу от такого священноначалия.

Как можно не чувствовать невыносимость такого положения, когда человек вынужден молиться о том, что считает глубочайшей ложью? И как можно молиться о здравии епископа, зная, что он изобличенный агент Дроздов?

«Если бы вы были слепы, - говорит Господь, - то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9,41). Это в первую очередь должны понимать те, кто, по тем или иным причинам, остаются до сих пор в лоне МП. Разве они не видят ту вопиющую ложь, среди которой они живут и которой они дышат?

Измена Христу, по сути отречение от Него, совершенные иерархией МП, не могла и не может не лечь на их паству. Это отступничество епископов и священников не оказывалось только их личным грехом, но падало на головы пасомых ими членов Церкви.

Церковь Христова-это отнюдь не административная структура и даже не иерархия, а весь народ Божий.

Все должны хорошо знать и помнить: Московская Патриархия уничтожала окровавленными руками богоборцев-чекистов всех несогласных с «линией» митрополита Сергия епископов. МП не есть та самая, исконная Русская Православная Церковь. Она не имеет ни малейшего права называться этими священными словами. Было ли покаяние во всех этих смертных грехах предательства Церкви Московской Патриархией? Неужели кровь братьев и сестер, и пастырей наших, избравших смерть, но не пошедших в РПЦ Сергия, Алексия I, ничего для нас не значит и мы можем это забыть? Забыть – значит изменить тому неисчислимому сонму святых новомучеников Российских, которые безбоязненно пошли на мучения и не приклонили колена свои пред иудами в рясах.

Когда говоришь со старыми катакомбниками, которых столь мало осталось, живыми свидетелями советского террора, они все едиными устами подтверждают, что самыми страшными гонителями были не агенты НКВД, а священники алексиевской РПЦ, проникавшие по заданию Патриархии и МГБ в эти подпольные общины и выдававшие их целиком в лапы чекистских живодеров на лютую смерть!

А сейчас разве мы не видим, какому прессу и гонениям в епархиях ИПЦ подвергаются верующие и их пастыри по науськиванию иуд в рясах, - поджигают храмы, поливают грязью в прессе, называют Причастие не причастием, освящение домов – вселением сатаны, избивают священнослужителей, называя их самосвятами и т.д. и т.п., что известно всем нам.

И кое-кто из этих палачей в рясах где-то и до сих пор служат, «исповедуют», «причащают». И поныне у катакомбников страх перед МП так велик, что они не принимают к себе даже мирян, приходящих из МП, опасаясь получить агента-стукача.

Откровенная ложь деятелей МП про «отсутствие гонений на Церковь», воспевание с 1927 года по 1991 год палачей народов России, сочинение «приветственных адресов» - панегириков Сталину и др., выдумывание «богословия революции», - все эти вещи давно уже не являются секретом для любого честного человека. Тем более они не должны являться секретом для нас.

В 1945 году деятели МП активно трудились в заманивании на Родину и на верную гибель в сталинских лагерях доверчивых православных эмигрантов. В 60-70 годы агенты в рясах активно участвовали в «борьбе за мир». Доходило до того, что иерархи и священники МП, миряне и студенты семинарий и академий выступали в роли прямых агентов ЧК-ГБ. А участие в так. наз. «добровольных» вкладах в Фонд мира» - этой кормушки для коммунистов и просто террористов по всему миру? Сие можно продолжать бесконечно.

В МП видимость спасения, а Духа нет. Внешне все благолепно, благообразно: исповедь, причастие, «старцы», монашество, мироточивые иконы, воскресные школы, но за всем этим пустота. За всем этим внутренняя ложь. Что может, в конце концов, стать с человеком, который видит ложь, знает, что это ложь, но продолжает с ней сосуществовать? «Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21,8).

Мы знаем, что Господь избрал себе малое стадо (Лк.12,32), как знаем и то, что когда Он придет второй раз, то едва ли найдет веру на земле (Лк.18.8). И потому заботы наши только об одном: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2,10).

Мы не говорим, что в нашей Церкви «все хорошо», что в ней нет нестроений. Однако, именно она вместе с Церковью Катакомбной есть законная преемница Российской Церкви, она и есть наша «Матерь – Церковь», а Московская Патриархия, рожденная от духовного блудодеяния митрополита Сергия (Страгородского) с ГПУ, являться никак не может. Но хотя «мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся»; хотя «мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2Кор.4,8-10).

Пора, давно пора прислушаться к священномученику Иллариону (Троицкому): «Трудность настоящего времени для православного человека состоит, между прочим (если не главным образом), в том, . . . что теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дивьими зверями в овечьей шкуре. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла (Евр.5,14).

Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1Тим.4,2) через примирение, по правилам, с ложью и нечистью вносимыми в ограду Церкви самими епископами». Да не будет этого с нами!

Мы должны прямо без стеснения, обратиться к верующим, находящимся в лоне МП со словами Священного Писания: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба» (Откр.18,4-5).

Нет ничего страшнее застоя. Прогресс необходим во всем. Это касается не только сферы техники или науки, но и души. Ясно одно: третье тысячелетие – время колоссальных перемен, краха старых прогнивших систем, выстроенных на средневековом фанатизме, раболепстве, магизме. Чистота, прозрачность должны сквозить во всем, включая Церковь.

Худшая ошибка, которую мы сейчас совершаем, состоит в том, что мы хотим учить других, а сами, однако, учиться не желаем. Чтобы найти способ изменить мир, я должен измениться сам. Я должен сам стать глубже и духовнее.

Мы, епископы, священники и миряне Истинно Православной Церкви – наследники дореволюционного Российского Православия, ушедшего после Русской революции в катакомбы, молимся о возрождении угасающей в нашей стране веры. Достоевский в конце XIX века в полголоса произнесс: «Церковь как бы в параличе». «Но как же, - спросим мы, - как же ее старцы, храмы, святые мощи?» Да, было моментами, всплесками, вымучено, выстроено и сотни раз сожжено дотла, как старообрядческие скиты.

Семинарская казенщина плодила рабов, способных не более чем пережёвывать землю, на которую ступали архиерейские башмаки. Церковь приобрела статус богато убранного театра, а епископы – звание полусветских князей. Православный народ оставался все в том же подавленном плачевном состоянии.

Церковь была полумертва. А.С.Хомяков пишет: «Земля Русская в большей части своего населения приняла более обряд церковный, чем духовную веру и разумное основание Церкви». И.С.Аксаков писал: «Не воскреснет ни русский, ни славянский мир, не обретет целостности и свободы, пока Церковь будет пребывать в такой мертвенности».

Церковь терзали потрясения. Некоторые архиереи водружали в храмах черносотенные знамена. Духовенство превращало проповеди в политическую агитацию. Естественно, никто не забыл и отрезанные старообрядческие языки, отрубленные пальцы, и, конечно, костры, пожиравшие вместе со скитами и древними иконами русскую свободу.

Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) направляет в начале XX века записку Николаю II и его министрам, посвященную необходимости обсуждения важных церковных вопросов. Следом за ней появляется и записка Председатель Совета Министров Витте, основанная на мнении преподавателей духовной академии. В ней повествуется о том, что существующий церковный режим не законен, т.к. вопреки постановлением соборов все епископы назначались светскими властями посредством обер-прокуроров.

Задача наша, дорогие члены Поместного Собора, подчеркнуть следующие пункты и задуматься над ними. Все же как нам, Российской Церкви, выйти из этого застоя, в котором мы все оказались?

  • Необходимо фактическое отделение Церкви от государства, т.к. только свободная Церковь способна нести активную миссию в мире. Церковь же сжатая и опекаемая государством, может только существовать.
  • Восстановление канонического устройства и самоуправления Церкви может дать только предельно представительный Всероссийский Поместный Собор.
  • Каждая епархия самоуправляема, и епископы не должны передвигаться с кафедры на кафедру, т.к. архиерейское достоинство всюду одинаковое, и епископ должен быть органически спаян со своей паствой. Между епископом, митрополитом и патриархом нет никакой разницы власти, есть только достоинство чести. На всех уровнях должны действовать соборы (или епархиальные съезды и советы) клира и мирян. Епископат и духовенство должны быть избираемы соответствующими соборами, а не назначаться бюрократически.

Пользуясь свидетельствами современников начала XX века, мне хочется привести несколько мнений русских архиереев той эпохи:

Епископ Могилевский Стефан: «Восстановление нашей церковной жизни должно быть начато на уровне прихода, т.к. приход является первичной клеткой всего церковного организма».

Епископ Волынский Антоний: «Болезнь русского прихода может быть сравнима со страданиями тифозного больного».

Епископ Орловский Кирион: «Принцип соборности, который станет основой восстановления церкви, сперва должен быть применен в приходах».

Епископ Тамбовский Иннокентий: «Необходимость платы за Таинство затемняет для мирян его значение».

В 1917 году Дзержинский говорил, что Церковь разваливается и этому надо помогать, а не возрождать ее в обновленной форме. Самую большую опасность для режима представляли те, кто желал Церкви нового будущего, ибо они были пророками, предсказывающими, что когда-то христианство все же восторжествует над системой, вырвется из оков государства, встанет на качественно новую ступень своего бытия в мире.

Светлые умы в Церкви выступали за очищение и упрощение богослужения и приближение его к народному пониманию, т.к. роскошные театральные действа, совершаемые в церквах, потрясали лишь народное воображение, но не формировали человека-христианина.

Мы хорошо должны сознавать причины кризисного состояния Православия в России, а они четко обозначаются: обрядоверие, обскурантизм, конформизм, неспособность ответить на запросы народа, архаичные формы набожности, отрыв от Евангелия и Писания, обращение людей к суррогатом веры.

Необходимо переосмысление внутренних проблем церковной жизни, объединение всех здоровых сил Церкви для Возрождения подлинного Духа Христова!

Апостольский век должен быть гербом нашей Церкви. Возвращение к истокам апостольской простоты – вот где настоящее Христианство и Православие. Казенная безвкусица продолжает именоваться храмовой эстетикой, а непомерное властолюбие – богоустановленной иерархией, извращенное самодурство – монашеством. До сих пор молодые семинаристы воспитываются в духе доносов, попрания личности, формального отношения к таинству. Их исковерканные жизни со временем пополняют то самое тупое поповство или безбожие, или монастырские гаремы. Церковь закрыта для внешнего диалога, католицизм ассоциируется с сатанизмом.

Ныне Православная Церковь оказалась в новых условиях перед лицом новой ответственности. Ее детям понадобилось новое пастырское руководство, чтобы их православная вера могла выдержать мощное социальное и интеллектуальное давление современного окружения. В то же время христианский Запад, который в последнее время все яснее обнаруживает тягу к переменам и переоценке своих позиций нуждался и нуждается в ясно выраженном живом православном свидетельстве.

Воистину не поняла еще Русь, где ее место, кто она: сдержанная меланхоличная Европа или цветастая фанатичная Азия. Современная Церковь должна полюбить человека во всем сложнейшем многообразии его сути. Способно ли на это официальное государственное Православие?

Можем ли мы сказать живое прочувственное слово, понять потребность души и принять ее со всеми ее противоречиями, безумствованиями, всплесками, депрессиями, наркотическими видениями, яростным космополитизмом, колоссальными запросами к Богу и обществу, агрессивным неприятием учительства? Наступила пора нам быть готовыми отвечать на все животрепещущие вопросы современного общества и исчерпывающе освещать их. Пока еще совсем тихо и незаметно, но вместе с новым веком наступает Эра новой Церкви, которая отрекшись от формальной мещанской религиозности, подарит миру великое вдохновение, благословит стремительное движение вперед, сплотит в себе самый яркий, самый неординарный творческий потенциал, ведя народ Божий чрез Истинное Покаяние к вечной славе детей Божиих.

Мы верим, что наша Церковь, с помощью Божией, молитвами Новомучеников и Исповедников Российских, принесет подлинный свет Евангельской Истины в сердца многих, все еще не просвещенных наших соотечественников.

«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22,20).